Урок физики по теме "Физические величины", проходящий в форме игры "Конкурс эрудитов"

Разделы: Физика


Цель урока: Обобщить, углубить и систематизировать знания по теме физические величины, выявить самого эрудированного ученика класса.

Образовательные задачи:

  • Проверить владение понятийным аппаратом по темам: «Механическое движение», «Скорость», «Масса тела», «Плотность вещества» и выявить пробелы по данным темам.
  • Формирование умений и навыков в решении качественных задач.
  • Систематизировать знания о физических величинах (буквенные обозначения, единицы измерения в СИ).

Развивающие задачи:

  • Формирование познавательной деятельности.
  • Развитие навыков сравнения, анализа, обобщения.
  • Развитие культуры речи учащихся, построение точного, логически-последовательного высказывания.
  • Развитие самостоятельности при выполнении заданий.
  • Развитие интереса к явлениям окружающего мира.

Воспитательные задачи:

  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  • Воспитание осознанного отношения к учёбе.
  • Воспитание навыков толерантного общения.

Оснащение занятия:

  • ТСО: проектор.
  • Раздаточный материал: бланки для ответов.
  • Сопровождение урока: мультимедиа-презентация.
  • Оформление доски: тема урока «Конкурс эрудитов».

План урока:

  • Организационный момент. Постановка цели урока. Мотивация.  3 мин.
  • «Конкурс эрудитов», который предполагает заполнение бланка в процессе работы 35 мин.
  • Домашнее задание. 4 мин.
  • Подведение итогов. 3 мин.

Ход урока

Презентация к уроку

Организационный момент. Постановка цели урока. Мотивация

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке проверим ваши ЗУН о физических величинах (буквенных обозначениях, единицах измерения, формулах), а также умения и навыки переводить единицы измерения физических величин в системе СИ. Все эти знания Вам необходимы для решения задач.

Урок сегодня будем проводить в виде игры. Наша задача выяснить, кто в нашем классе является самым эрудированным учеником по данной теме. Поэтому наш урок пройдёт в форме игры «Конкурс эрудитов». Все задания Вы увидите на слайдах на экране.

Урок построим следующим образом:

  1. Конкурс «Найди правильную дорогу»;
  2. Конкурс «Найди лишнее слово»;
  3. Конкурс «Выбери правильный знак: >, <, =»;
  4. Конкурс «Засели остров формулами»;
  5. Конкурс «Задачи-шутки»;
  6. Кроссворд.

Я желаю Вам удачи.

На Ваших столах находятся бланки для ответов. Подпишите фамилию, имя и № класса.

1 конкурс «Найди правильную дорогу»: Ваша задача с помощью линейки и карандаша соединить буквы обозначающие физическую величину с её единицей измерения в системе СИ. Время на задание 5 минут.

Поменялись бланками с соседом по парте, а сейчас проверяем:

  1. Какая физическая величина обозначается буквой ρ? (Плотность).
  2. Какова единица измерения плотности в системе СИ? (1 кг/м3).

Остальное аналогично.

Дальнейший контроль по ИКТ. (По щелчку «мыши» на слайде появляется правильный ответ).

Подсчитайте количество правильных ответов и запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 14 правильных ответов;
  • «4» – 11-13 правильных ответов;
  • «3» – 7-10 правильных ответов.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

2 конкурс «Найди лишнее слово»: Ваша задача прочитать все предложенные слова, которые объединены по смыслу и среди них найти лишнее слово, которое не вписывается в эту закономерность. Время на задание 3 минуты.

Поменялись бланками с соседом по парте и проверяем. Подсчитайте количество правильных ответов, запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 3 правильных ответа;
  • «4» – 2 правильных ответа;
  • «3» – 1 правильный ответ.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

3 конкурс «Выбери правильный знак: <, >, =»: Ваша задача вспомнить, как связаны между собой единицы измерения вне системы СИ с единицами измерения системы СИ.

Объясняю 1 пример:

2,3 км ? 23000 м,

2,3 км = 2300 м,

2300 м < 23000 м, остальные аналогично.

Время на задание 5 минут.

Поменялись бланками с соседом по парте и проверяем. Подсчитайте количество правильных ответов, запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 7 правильных ответов;
  • «4» – 6 правильных ответов;
  • «3» – 4, 5 правильных ответов.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

4 конкурс «Засели остров формулами»: Вам необходимо из перечисленных физических величин составить все возможные формулы. Время на задание 3 минуты.

Поменялись бланками с соседом по парте и проверяем. Подсчитайте количество правильных ответов, запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 6 правильных ответов;
  • «4» – 5 правильных ответов;
  • «3» – 3, 4 правильных ответа.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

5 конкурс «Задачи – шутки»: Вам необходимо в шуточной задаче найти физический смысл происходящего явления. Время на задание 4 минуты.

Поменялись бланками с соседом по парте и проверяем. Подсчитайте количество правильных ответов, запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 6 правильных ответов;
  • «4» – 5 правильных ответов;
  • «3» – 3, 4 правильных ответа.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

6 Кроссворд: Вашему вниманию будет предложен кроссворд. Ваша задача угадать ключевое слово. Время на задание 5 минут.

Поменялись бланками с соседом по парте и проверяем. Подсчитайте количество правильных ответов, запишите в бланк.

Сейчас послушайте критерии оценок:

  • «5» – 7 правильных ответов;
  • «4» – 6 правильных ответов;
  • «3» – 4, 5 правильных ответов.

В последнюю колонку бланка выставьте оценку.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

Подведение итогов всех конкурсов

Сейчас после всех конкурсов подсчитайте общую сумму баллов и запишите в графе «оценка за урок».

Критерии оценок за все конкурсы:

  • «5» – 43 правильных ответа;
  • «4» – 35-37 правильных ответов;
  • «3» – 26-31 правильных ответов.

Подведение итога:

  • Поднимите руки у кого «5» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «4» - опустите;
  • Поднимите руки у кого «3» - опустите.

Молодцы.

Вернули себе свои бланки ответов.

Подведение итога урока: давайте сейчас выясним, кто у нас в классе самый эрудированный ученик.

Домашнее задание

Открыли дневники, записали домашнее задание.

– Прочитать § 13 – 22 и заполнить таблицу.

Название физической величины

Буквенное обозначение физической величины

Единица измерения в СИ

 

 

 

– Написать фантастический рассказ: «Зачем нам нужна сила?», или сочинить стихотворение о силе.

– Найти пословицы и поговорки о силе.

– Подготовить сообщение об учёном, в честь которого названа единица измерения физической величины «Сила».