Занятие-путешествие "Введение в бисероплетение"

Разделы: Технология


Цель: заинтересовать ребят бисероплетением, и выявить их творческий потенциал.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения и развития бисероплетения.
  • Развивать воображение, коммуникативные качества.
  • Научить и закрепить на практике приёмы петельного плетения.

Инструменты и материалы: бусы, бисер, рубка, стеклярус, стразы, проволока, ножницы, технологические карты, бумага в клетку, фломастеры, магнитофон, мультимедиапроектор, авторские стихи педагога.

Ход занятий

Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Расскажу вам легенду старинную
Не короткую, да и не длинную.
А такую как раз, как от меня до вас!
Рукодельница нас в гости ждёт,
А путь не близок, далёк:
Садимся с вами в чудо-сани и отправляемся за чудесами:
Жемчуга немного соберём и Рукодельнице в подарок принесём.

Тренинг на знакомство.

Педагог: Перед тем, как в путь идти, надо каждому своё имя произнести.

(Проговаривают свои имена, заполняют карточки, прикрепляют к одежде)

Историческая справка.

Педагог:

Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Мотор заводим - топаем ногами,
Я руку поднимаю - тормозят сани.

(Звучит арабская музыка)

- Как вы думаете, в какую страну мы попали? Что здесь делают?

- Раз жемчуг собираем, значит, попали в страну: "Бисероплетения". Встречает нас с вами Египетский фараон Тутанхамон.(На экране - образ Тутанхамона )

Тутанхамон: А из чего плетут ожерелья? (бусы, бисер, рубка, стеклярус, стразы).

Тутанхамон: А как вы думаете, из чего их делают? (из камня, стекла, зубов зверя, перьев птиц, кожи, дерева :).

Тутанхамон: Какие ещё материалы и инструменты используют для бисероплетения? (проволоку, леску, нитки, иголки, ножницы).

Педагог: Фараон Тутанхамон хочет рассказать вам, как появилось стекло.

Звучит магнитофонная запись легенды

Однажды, в очень далёкие времена (4 в. до н.э.), финикийские купцы везли по Средиземному морю груз - природную соду, добытую в Африке. На ночлег они остановились на песчаном берегу. Развели костёр, обложили его большими кусками соды и стали готовить себе пищу. Утром, разгребая золу, купцы нашли чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло. И с этого момента зародилось стеклоделие.

Египетские мастера первые стали изготавливать, сначала стеклянные бусы, а затем и "бусер" (по-арабски - "фальшивый жемчуг"), но только сейчас вы его называете бисером.

Педагог: Садимся в сани, держимся друг за друга руками, завели мотор (топот ногами)

Дни идут за днями,
Часы бегут за часами,
Века летят стрелой,
Тормози! Стой!

(звучит музыка клавесина, на экране женщина в венецианской карнавальной маске).

Педагог: Как вы думаете куда мы попали?...Правильно - в Венецию!

Звучит магнитофонная запись

Венецианское стекло всегда ценилось высоко.

С 9 по 15 века Венеция соперниц не имела, наверняка.

Остров Мурано - центр производства,

Доход колоссальный стране приносил.

Америка, Африка, Европа - огромные деньги в казну положили.

Мастера-стеклоделы давали клятву секретов своих не выдавать,

А кто нарушал клятву, тому смерти не миновать.

Бисер использовали как разменную монету,

Обменивали на золото, пряности и шелка.

Но в 15 веке соперница Чехия (Богемия) голову подняла.

Педагог: Ребята, а вы знаете как надо работать с ножницами и с иголками?

Правила техники безопасности при работе с иголкой:

1. Игла должна находится в игольнице.

2. Проверять количество игл перед работой и после работы. Обязательно найти недостающие иглы.

3. Иглы не бросать без нитей, не втыкать в одежду, не брать в рот.

4. Запрещается работать ржавыми иголками.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Хранить ножницы в определённом месте.

2. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

3. Не играй ножницами во избежание ранения себя и товарища.

(Педагог вручает детям бусы, проволоку)

Педагог:

Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор.
Едим в гости к Маше Разноцветовой.
Тормози! Приехали!

(Звучит русская плясовая - на экране девушка с лентой в косе, магнитофонная запись)

Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения об его использовании в декорировании одежды относятся к 9-12 векам. В период татаро-монгольского нашествия производство стекла на Руси было прервано и только в 16 веке началось его возрождение. Но бисер на Руси ещё производить не умели.

В 1754г. в Усть-Рудицах М.В.Ломоносов организовал фабрику по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок, но после смерти Ломоносова в 1766г. фабрику закрыли и мастера бисероплетения использовали привозной бисер.

В наши дни интерес к бисеру вновь возрос и Рукодельница обязательно научит вас этому увлекательному ремеслу.

Практическая работа.

Задание 1: Составить рисунок своего браслета, если учитывать, что клеточка это бисеринка.

(отдаёт бисер или бусы).

Педагог:

Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор!
Тормози! Стой!
Мастеровые! Девчата, право, удалые.
Зайдите в мастерскую, говорят.
И подарок Рукодельнице приготовить велят.

Педагог: Для браслета маловато?

- Да!

Педагог: Сделаем дерево дружбы тогда!

Педагог:

Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор! Едим в гости к Рукодельнице!
Тормози! Стой!

Рукодельница вас встречает! (Педагог одевает кокошник и превращается в Рукодельницу)

Рукодельница: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Рукодельница: Вы в гости ко мне пришли?

Дети: Да!

Рукодельница: И что с собой принесли?

Дети: Подарок! (дарят дерево дружбы)

Рукодельница: Молодцы, вы это дерево сами сделали?

Дети: Да!

Рукодельница: Неужели все вместе!?

Дети: Все вместе.

Рукодельница: Ну, тогда принимаю вас в мастеровые на обучение не менее 3-х лет. А кто захочет, может учиться и больше.

Рукодельница: Как настроение? Не устали? Пора возвращаться домой. Садимся в чудо-сани, держимся друг за друга руками, заводи мотор! Миг! И мы дома!

Рукодельница снимает кокошник и превращается в Педагога

Подведение итогов.

Анкетирование.

1. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?

2. Придешь ли ты на следующее занятие?

3. Приведёшь подругу или друга с собой?

Педагог: Досвидания, ребята! С нетерпением жду вас на следующем занятии.

Литература

  1. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. - М.: ООО изд-во Яуза, ЗАО Изд-во ЭСКМО - Пресс, 1999.
  2. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. - СПб: ООО "Динамит", ООО "Золотой век", 1999.