Система мониторинга в работе учителя начальных классов – классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Система мониторинга в Тальменской средней школе № 6 охватывает много различных сторон деятельности. Она предполагает анализ результативности учебного процесса, развития школьников, качества преподавания, состояние социального процесса.

Мониторинг как режим наблюдения, за каким – либо процессом с целью изучения его изменения и развития и сравнения с ожидаемым результатом, позволяет контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, вовремя снимать возникающие проблемы.

В школе мониторингом занимаются администрация и коллектив.

Директор школы отслеживает

  • состояние учебно-воспитательного процесса;
  • выполнения решений педагогических советов;
  • оснащение кадрами;
  • использование ИКТ в образовательном процессе.

Заместитель директора по УВР:

  • организацию методической работы;
  • организацию работы с одаренными детьми;
  • контрольЗУН, выполнение программ, уровня обученности, участие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности по предметам;
  • сохранение и изменение контингента;
  • инновационную деятельность педагогов.

Заместитель по ВР:

  • состояние воспитательной работы школы за год;
  • участие детей в выставках, конкурсах, соревнованиях;
  • обучение детей в школе искусств;
  • контроль за деятельностью классных руководителей.

Социально педагогическая служба:

  • изучение состояния социальной структуры школы, классов;
  • изучение адаптации учащихся;
  • изучение проблемы профориентации.

Классные руководители:

  • анализ учебно-воспитательной работы с классом;
  • отслеживание качества знаний и успеваемости по предмету ;
  • изучение мотивации при выборе итоговой аттестации;
  • мониторинг достижений выпускников.

Одним из необходимых условий системы мониторинга является  распространение информации. Таковым является публичный отчет, ежегодно предоставляемый для обозрения общественностью, родителями. С ним можно познакомиться на сайте школы.

Информационное обеспечение мониторинга предполагает наличие

  • нормативных актов;
  • документов и материалов аттестации учащихся;
  • документов и материалов аттестации педагогических работников;
  • результатов тестирования и анкетирования;
  • результатов контрольных срезов;
  • наличие портфолио учащихся и учителей.

В современных условиях мониторинг предполагает широкое использование информационных технологий. Обработка материалов, и их хранение организовано в форме таблиц, диаграмм, графиков, текстов в основном в электронном варианте.

При нашей школе работает школа передового опыта по проблемам мониторинга. Консультации проводим в первую пятницу месяца с 11 до 13 часов. Чаще всего вопросы возникают по обработке, хранению и распространению информации.

Мониторинговые исследования в начальных классах на учебный год выглядят так:

Сентябрь

  • мониторинг хронических заболеваний детей;
  • изучение спроса на горячее питание;
  • изучение запросов детей и родителей на дополнительное образование (отделения школы искусств и ДЮСШ, школьные кружки и секции);
  • мониторинг обеспеченности учебниками, одеждой, обувью, канцтоварами;
  • изучение социального статуса семей для составления социального паспорта класса, школы;
  • мониторинг ЗУН предшкольной подготовки или уровня сформированности ЗУН по предметам во 2, 3, 4 классах.

Октябрь

  • мониторинг обследования жилищно-бытовых условий детей; находящихся под опекой или в социально опасном положении;
  • мониторинг посещаемости;
  • изучение потребности детей в саморазвитии (для заполнения программы саморазвития);
  • мониторинг знаний по правилам дорожного движения.

Ноябрь

  • мониторинг психологического климата в классе;
  • мониторинг активности по участию в мероприятиях, конкурсах, выставках.

Декабрь

  • мониторинг ЗУН;
  • мониторинг заболеваемости.

Февраль

  • мониторинг выполнения поручений.

Апрель

  • мониторинг удовлетворенности родителей школьной жизнью детей;
  • мониторинг удовлетворенности дополнительным образованием;
  • мониторинг уровня воспитанности;
  • мониторинг ЗУН;
  • мониторинг достижений учащихся;
  • мониторинг программы саморазвития.

Кроме всего названного, регулярно отслеживается продвижение в освоении знаний по темам и формирование школьников как субъектов деятельности и развитие навыков самоконтроля.

Мониторинг всех сторон школьной жизни позволяет иметь объективную картину происходящего, сравнивать с предполагаемым результатом и вносить коррективы.

Приложение 1 (Анкета удовлетворенности)

Приложение 2 (Внеурочная занятость учащихся. Таблицы)

Приложение 3 (Из опыта работы Наренковой)

Приложение 4 (Изучение запросов родителей на дополнительное образование)

Приложение 5 (Методика подсчета степени обученности по предмету)

Приложение 6 (Поручения и их выполнение)

Приложение 7 (Социальный паспорт)

Приложение 8 (Участие учащихся в конкурсах)

Приложение 9 (методика)

Приложение 10 (трудоемкость)