Тема урока "Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.

Задачи урока:

  • Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
  • Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

2. Сообщение темы урока, целеполагание.

Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.

(Варианты детей)

Маршрутная карта.

А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?

(Ответы детей.)

У.: Повторим правописание гласных после шипящих.

3. Минутка чистописания.

Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж.

А сейчас вниманье всем
В тетради много перемен
Число запишем, а потом
К работе в классе перейдем.
Чч Шш Щщ Жж
У них усы не для красы
Покажут время мне … (чАсы)

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишИна).

Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(щУка)

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель … (ежИк).

Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).

Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)

Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

4. Повторение.

  • Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).

Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?

Сравните слова на доске и в тетради.

  • Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.

У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)

(Роща, свеча, дача, часы.)

Что общего у этих слов? (2 слога.)

Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)

  • А за окном – станция Зарядкино.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.

  • Подъезжаем к станции Чудная.

Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)

Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)

Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)

  • А за окном станция “Лужайкино”.

Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.

  • А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
  • Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.

Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.

В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.

Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.

И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.

(Фронтальная проверка, ответы на доске.)

Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)

Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?

5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.

Совет на память сохранив,
Запомни навсегда:
ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
ЧА–ЩА пишите с буквой А!

(Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)

Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь

6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.