Разработка урока – интерактивной лекции в 10-м классе по обществознанию по теме "Общественное неравенство. Социальная структура"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • активизировать знания учащихся, приобретенные в 9 классе;
  • учить систематизировать и структурировать приобретаемые знания;
  • развивать у учащихся умение критически мыслить, выражать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в паре и группе;
  • воспитывать культуру общения;

Методы работы:

  • элементы интерактивного обучения;
  • проблемное обучение;
  • использование мультимедийного материала;
  • межпредметные связи (подготовка слайдов для презентации на уроках информатики).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Боголюбова, тестовый материал, карточки с понятиями.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учащихся.
  3. Учебная деятельность (активизация знаний, систематизация понятий, усвоение системы знаний…).
  4. Заключение.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя: Меня зовут Анна Владимировна  (я вам напоминаю), я - женщина, мне - 48 лет, я - русская, я отношусь к европеоидной расе, я – учитель, я – мать, жена, бабушка…Мне очень нравится песня в исполнении Аллы Пугачевой «Все могут короли…» - звучит песня:

Жил да был, жил да был, жил да был
Один король!
Правил он, как мог страною   и людьми.
Звался он  - Луи  Второй, звался он – Луи Второй,
Но, впрочем, песня не о нем, а о любви…
В те времена жила красавица одна,
У стен дворца она пасла гусей,
Но для Луи была милее всех она!
Решил Луи, что женится на ней!!! И  далее…

Задание 1

Как известно, король Луи не женился на красавице пастушке, зато женился на уродливой принцессе. Почему?

- Назовите самостоятельно тему нашего урока.

«Социальное неравенство» - так звучит тема.

Открывается 1 слайд презентации.

Задание 2

- Перечисляем все ассоциации, связанные с этим понятием. Вспоминаем ранее изученное, обращаемся к жизни, к литературным примерам… - прием «Корзины».

Учитель выписывает на доске все ассоциации, названные учащимися.

Задание 3

Теперь посмотрим на экран, я записала понятия, относящиеся к данной теме. Слайд №2 (социальная группа, стратификация, дифференциация, страта, класс, каста, сословие, социальный статус, социальная роль…).

А у вас на столах лежат карточки с объяснением этих понятий, но нет самого понятия. Нам необходимо объединить наш учебный материал. Я называю понятие, а вы пытаетесь найти его толкование в своей карточке…

Задание 4

А сейчас я перечислю признаки неоднородности общества, а вам предстоит определить, на какие социальные группы подразделяется общество по принципу неравенства:

Общество людей никогда не было однородным. Сама природа позаботилась об этом:

  • люди разделы по полу, возрасту, на поколения…;
  • на планете существует 3 крупные расы: негроидная, монголоидная и европеоидная (мы различаемся по цвету кожи, разрезу глаз, структуре волос…);
  • на нашей планете живет более 300 народов и национальностей со своим языком, обычаями, культурой….

Люди выбирают для себя место поселения и род занятия, или наследуют их от предков:

  • на Земле люди селятся в различной местности и делятся на городских и сельских жителей;
  • одни люди занимаются физическим трудом, другие интеллектуальным;
  • среди людей есть правители и подданные, управляющие и  управляемые…;
  • люди не равны по отношению к имуществу, есть богатые и бедные….

- Проверим, справились ли вы  с заданием.

Слайды №3 и №4.

Обобщение

Социальная группа – социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер дохода, уровень образования, место в системе властных отношений), но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными и демографическими признаками. Любая социальная группа объединяет людей со сходным положением и уровнем.

Учитель: Для удобства мы будем подразделять общество на страты – социальные слои, общности, обладающие набором отличительных признаков от других.

Задание №5

Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, как правильнее выразить структуру общества при помощи схемы? Слайд №5

Обобщение: социальные слои и группы занимают различные социальные позиции, обладают неравным объемом власти, имущества, привилегий. В этом выражается СТРАТИФИКАЦИЯ общества, ведущая к социальному НЕРАВЕНСТВУ. Социальное неравенство определяется делением общества на низшие, средние и высшие слои.

Учитель: Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами  общественного устройства и искали ответы на острый вопрос – «Почему так?»

Задание №6

Попробуем поискать ответы на поставленный вопрос?

Проверим себя. Слайд №6.

  1. Божий промысел.
  2. Фактор рождения.
  3. За заслуги (заработал, заслужил, сам виноват)
  4. По причине разделения труда.
  5. Несправедливое устройство общества.

Мы можем продолжить перечень общественных теорий, но остановимся на этих. Попробуем прокомментировать их.  Остановим пристальное  внимание на последней…

Опыт борьбы с несправедливым общественным устройством продемонстрировала миру наша страна в ХХ веке. Откажемся от теории К.Маркса и В.Ленина. Какие в современном мире существуют способы усовершенствования общественного устройства.

Задание№7

Работаем в паре в течение 3 минут, и называем существующие способы или предлагаем свои…

  • min заработной платы;
  • отказ от фиксированного налога на прибыль;
  • социальные инвестиции;
  • стимулирование предпринимательства и т.д.

Учитель: Как мы знаем,  общество – саморегулирующаяся система. Чтобы  решить возникающие проблемы, общество развивается и изменяется. От закрытых общественных систем (кастовое, сословное расслоение) общество переходит к открытому типу общественного устройства.

Слайды №7 и №8.

Учитель: Посмотрите на слайд «Апельсин» и попробуйте определить характерные признаки закрытого общества (перегородки, замкнутость, изолированность, барьеры, невозможность или затрудненность перехода).

Слайд №8 позволяет  не только  наблюдать деление общества на классы – большие группы людей, занимающее различное место в обществе по отношению к собственности, власти, труду, способам получения дохода, но и большей открытостью, возможностью изменить свое положение в системе.

Учитель: возможности,  которые люди получают в открытом обществе, ведут к социальной мобильности, т.е. к возможности изменить свое положение.

Слайды № 9,10.

Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, нисходящей и восходящей. Можно перепрыгивая через ступеньки, оказаться наверху, а можно кубарем слететь на самый низ Можно долго и старательно карабкаться наверх и достичь нового места и положения. Место и положение в структуре общественных отношений называется – СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. Место, которое ты занимаешь в обществе, требует соответствующего поведения, т.е. такого поведения, которое от тебя ожидают исходя из твоего положения. Соответствующее статусу поведение –< b>ЭТО - СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ.

Факторы, позволяющие менять свой социальный статус, получили название СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ. Их известно – 3. Ученый Питирим Сорокин в качестве лифтов назвал: Армию. Церковь. Школу.

Задание №8

Как вы думаете почему? Приведите исторические примеры.

Какие общественные «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (Брак, cвязи, политика, криминал, государственная служба…)

Слайды №11, 12,13.

Приведите примеры обратного действия «лифта». Какие общественные явления позволяют в кратчайшие сроки менять социальный статус (революции). Анализ текста революционной песни:

Весь мир насилья мы разрушим до основанья.
А затем, мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем…

В каких событиях в России 1917 года это проявилось исторически?

Учитель: Что означает горизонтальное движение «лифта»? Какие ситуации в реальной жизни можно объяснить такими перемещениями?

Слайды №14, 15.

Остановимся на понятиях «социальный статус» и «социальная роль». Чтобы убедиться насколько хорошо мы уяснили эти понятия, мы объединяемся в группы. Ученики 1, 3 парт каждого ряда повернулись лицом к ученикам 2 и 4 парт. Образовали «четверки».

Задание № 9

Ознакомиться  с карточкой в конверте, которую вам положил на парту  учитель. В конверте скрывается задание. В форме пантомимы вся группа или ее представитель через 3 минуты сыграет роль, определяемую социальным статусом, указанным на карточке. Роль должна соответствовать статусу.

(Монарх, подданный, бизнесмен, бродяга – нищий, служащий банка – менеджер среднего звена, рабочий завода)

Учитель:

Все течет и меняется
Не всегда улыбается
Нам удача, но все-таки
Мир чертовски хорош!
Ждем, что все переменится,
Только ветер изменится,
День сегодняшний часто
Мы не ценим ни в грош.
Ах, как жизнь переменчива!
Мы как дети доверчивы!
Ничего постоянного в мире нынешнем нет!
Что вы? В мире вечных констанций – вечен
Солнечный свет, Божий промысел и богатый сосед…

Кто услышал основную мысль стихотворения?

Задание №10

Выписать в тетрадь 10 основных положений урока. Составить словарь понятий. Написать стихотворение, афоризм или мини эссе на тему «Социальное неравенство».

Литература:

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии.М., 1996.
  2. Селевко Г.К.образовательные технологии: Учебное пособие.М.. 1998
  3. Шевченко  Н.И. Педагогические технологии: Социализация школьников на уроках обществознания..М., 2009.
  4. Обществознание. Учебник для учащихся 19 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2008