Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;
  • Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи, обряды, национальные традиции и праздники;
  • уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;
  • воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

Тип урока: урок-панорама.

Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

Оборудование: карта Казахстана, компьютер, экран, диапроектор, слайды, выставка книг по теме.

Ход урока

1. Оргмомент.

Метод “Градусник”

Метод позволяет: составить картину эмоционального состояния учащихся.

Подготовка и проведение.

Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр “5” и “-5”.

На перемене, перед началом занятия, “Градусник” вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале “Градусника”. Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце урока учащиеся снова оценивают своё эмоциональное состояние. Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.

На что следует обратить внимание:

  • все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;
  • перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;
  • если педагог еще не использовал “Градусник”, то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.

Новая тема.

На фоне кюя Курмангазы учитель у карты Республики Казахстан читает стихи:

От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
раз в десять больше Англии она!
Взмах орлиного крыла тебе дан
Величаво раскинувшийся Казахстан!

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-панораму.

Тема нашего урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХIХ века. Слайд № 1.

Цель нашего урока-панорамы – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода. Слайд № 2

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

1) Первая остановка - ЖИЛИЩА КАЗАХОВ.

Казахский аул. (Закирьянов К.) – слайды № 4, 5, 6.

Стихотворение об ауле – Воронцова Василиса.

Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот-вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт-гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.

/Есенгали Раушанов/

Зимние и летние жилища казахов. (Ушакова К.) – слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

Учитель. Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”

Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?

2) Наша вторая остановкаЗАНЯТИЯ КАЗАХОВ.

Скотоводство. (Комаров В.) – cлайды № 15, 16,17, 18, 19, 20.

Земледелие. (Хамицевич А.) – слайды № 21, 22, 23.

Учитель. В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

3) Третья остановка – ПРАЗДНИКИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Праздник Наурыз. (Веккер К.) – слайды № 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.

Национальные игры. (Байгузинова Г.) – слайды № 31, 32, 33, 34, 35, 36.

Учитель.На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Они играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

4) Четвёртая остановка – ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.

Обычаи приличия и вежливости (инсценировка – Фёдоров Н. и Михайлов В.)

Обычаи уважения старших. (Марюхина В.)

Обряды казахского народа: Тусау кесу – слайды № 37, 38. Шашу – слайды № 39, 40. (Изюмина А.)

Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.

Подведение итогов.

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся показывают табличку со знаком “+”, если согласны. Если не согласны, табличку не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).

Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).

Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).

Домашнее задание. Написать творческий отчёт о путешествии.

Рефлексия.

Метод “Градусник” (на конец урока):

Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии.
Каждый цвет обозначает разное настроение:
Красный - восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый - радостное;
Зелёный - спокойное, ровное;
Синий - грустное, печальное; Фиолетовый - тревожное, тоскливое;
Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости.