"Как не любить мне эту землю?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь, гордость и уважение к Родине
  • воспитывать уважение и благодарность к героям России
  • расширять представления детей о родной стране и о символике России
  • развивать интеллект и кругозор учащихся

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу

(Приложение 2, слайд 1)
– Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о нашей родине – России.
(Приложение 2, слайд 2)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

(Приложение 2, слайд 3)
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в
Киеве, а не в Москве, как сейчас. В конце ХV века появилось новое имя у Русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III.
Откуда появилось такое название – «Россия»? В стародавние времена её называли Русью.
Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – это страна, где много рек и озер. Русь – светлое место.
Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли россами, а страну, в которой они жили – Россией.

(Приложение 1, стих. 1)

– Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. Что такое Родина? (Приложение 2, слайд 4)
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя.

Послушайте стихотворение Михаила Пляцковского “Родина” в исполнении... (Приложение 2, слайды 5 – 11)
(Приложение 1, стих. 2)

Талантливые люди: поэты и художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы. Вот послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

(Приложение 2, слайд 12)

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Стихотворение Н.Поляковой «Что значит Родина моя?» прочитает (Приложение 2, слайды 13 – 15)
(Приложение 1, стих.3)
(Приложение 2, слайд 16)
Наша Россия очень большая и красивая страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, солнечные полянки, болота и поля, светлые березовые рощицы.
А знаете ли вы, ребята, что нашу милую, родную берёзку издавна считают символом России, символом Родины. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она – радость, подруга-советчица, а в годы войны – символ чистоты, братства и верности.

Послушайте, что писал о берёзе Олег Шестинский в исполнении…
(Приложение 2, слайд 17)
(Приложение 1, стих. 4)

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми,
ее населяющими.

(Приложение 2, слайд 18)
Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.

(Приложение 2, слайд 19)
(Приложение 1, стих. 5)

Послушайте стихотворения о Родине Татьяны Коти «Родина моя» и Сергея Васильева «Россия» в исполнении…
(Приложение 1, стих. 6)

(Приложение 2, слайд 20)
(Приложение 1, стих. 7)
Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая!

(Приложение 2, слайд 21)
Россия – сама большая по площади страна мира. (17,1 млн.кв.км.)
Россия имеет самое большое в мире число соседей. (16 соседей).
Россия имеет самое большое в мире количество морей, омывающих ее берега. (13 морей)

(Приложение 2, слайд 22)
Русь, широкая и великая! И везде живут люди. По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей. В нашем классе учатся ребята самых разных национальностей: русские, армяне, белорусы, украинцы, таджики. И у всех нас одна родина-мать – Россия. А всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами.

Стихотворение В. Степанова “Российская семья” прочитает …
(Приложение 2, слайд 23)
(Приложение 1, стих.8)
(Приложение 2, слайд 24)
Ребята! Скажите, как называется столица нашей Родины? (Москва)
Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от друга и своим видом, и своим значением.
(Приложение 2, слайд 25)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
(Приложение 2, слайд 26)
Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, знамя Победы, могила Неизвестного солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России, Российской Федерации.

(Приложение 2, слайд 27)
Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей Конституцией.
К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и на флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, её населению.

(Приложение 2, слайд 28)
Герб – это отличительный знак страны. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
У нас очень красивый герб. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл.Правой лапой орёл сжимает скипетр.

(Приложение 2, слайд 29)
Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

(Приложение 2, слайд 30)
В левой лапе орла – держава.
Держава – золотой шар с крестом или короной наверху.

(Приложение 2, слайд 31)
Над головами орла – 3 короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Две головы орла напоминают нам об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов.

Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. Всадник – это символ Победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. За плечами всадника развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства.

(Приложение 2, слайд 32)
После революции 1917 года, когда наша страна стала называться СССР – Союзом Советских Социалистических республик, герб имел следующий вид.
(Приложение 2, слайд 33)
А после распада СССР, по указу Президента России Б.Ельцина государственным гербом вновь стал двуглавый орёл.
Ребята! Скажите, где мы можем увидеть изображение герба?
С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.
Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Следующий не менее важный символ нашего государства – флаг.
Ребята, а как выглядит российский флаг? (3 полотнища красного, голубого и белого цвета)

(Приложение 2, слайд 34)
История российского флага начинается в 17 веке. Создателем флага был Пётр I. Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную. Этот флаг существовал до 1917 года.

(Приложение 2, слайд 35)
Затем его сменил красный с серпом и молотом, а 22 августа 1991 года бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом России.

(Приложение 2, слайд 36)
Цвета российского флага выбраны не случайно.
Белый цвет означает откровенность, благородство, у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – верность и честность, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

(Приложение 2, слайд 37)
Гимн – это торжественная песня или мелодия. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра. Люди издавна любили гордые и смелые песни. В них славились красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

(Приложение 2, слайд 38)
Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал композитор А.В.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

(Приложение 2, слайд 39)
Россия – наша любимая и необъятная Родина. Далёкие предки, деды, отцы собирали нашу страну, строили, украшали её. А случались смутные времена, нашествия иноземцев, когда Отечество наше стояло на краю гибели, поднимались на его защиту. Что же давало им силы, что делало из обычных простых людей героев Отечества? Любовь. Безграничная любовь к матушке России, к родному краю, к людям родным, родным обычаям, преданиям, песням, – всему тому, что вмещает в себя огромное необъятное слово. Родина вдохновляла их на подвиг.
На самых крутых поворотах истории являла миру загадочная русская душа беззаветную силу любви к родной земле, неодолимую, непостижимую способность в минуты опасности к самопожертвованию и сплочению. Эта любовь и эта сила не зависит ни от национальности, ни от веры исповедания, ни от возраста, ни от профессии. А лишь от чувства Родины, от сопричастности своей личной судьбы общей судьбе народа и Отечества. Российским людям свойственна любовь к родному краю, к тому месту, где они родились и выросли.

Послушайте стихотворение В.Лазарева в исполнении …
(Приложение 1, стих. 9)

А сейчас давайте послушаем песню в исполнении О.Дубовой «Родина моя»

(Приложение 2, слайд 40)
(Приложение 2, слайд 41)
Всё может родная земля! Может накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни зарился на русские земли, на наши богатства, кто только ни пытался поработить свободолюбивый народ.

(Приложение 2, слайд 42)
Шведы, немцы и монголы,
Польша, Турция, Литва,
Печенеги и хазары,
Даже Франция была...

Но ни перед кем не вставала наша страна на колени. Недаром русская пословица говорит “Кто б с Россией ни тягался, правым никогда не оставался”. Разоренная, разграбленная и сожженная, она вновь и вновь освобождалась от чужого ига, поднималась из пепла.
В истории России, пожалуй, не было ни одного поколения, которому не пришлось бы воевать. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

(Приложение 2, слайд 43)
Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где силы убудет, там он смекалкой дойдёт.
(Приложение 2, слайд 44)
Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Это из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

(Приложение 2, слайд 45)
Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

(Приложение 2, слайд 46)
Не исключение и наши дни. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противника выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. И молодое, и среднее, и старшее поколение, так или иначе, затронула война.
Молодёжь участвует в контртеррористических операциях, люди среднего поколения сражались в Афганистане, а старшее поколение – наши дорогие ветераны, победили в Великой Отечественной войне.

(Приложение 2, слайд 47)

Война. Она такое дело,
О ней не вспоминать нельзя,
Та память нам не надоела,
Как мыслят некие «друзья».
Её события и даты
Огнём вошли в сердца людей.
Ещё живут её солдаты,
Хранители святых идей.

(Приложение 2, слайд 48)
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания, – от былинных богатырей.

(Приложение 2, слайд 49)
Но не только в боях отважен русский народ. Свою Родину он прославляет и в мирное время: своим трудом, научными,спортивными достижениями. Наши спортсмены, побеждавшие в Олимпийских играх, стоят на пьедестале славы с золотыми медалями на груди и со слезами на глазах наблюдают, как под звуки российского гимна поднимается флагРоссийской Федерации. Только это уже слёзы счастья, гордости за свою страну.

(Приложение 2, слайд 50)
Наша страна стала первым в мире государством, отправившим в космос человека. Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин. Наша страна стала первой в мире ядерной державой. Наша страна создала лучшую в мире науку, культуру и искусство.

(Приложение 2, слайд 51)
Россия имеет многовековую историю. Сначала она называлась Киевская Русь, потом Московское царство, Российская империя, Союз советских социалистических республик (СССР), Россия. Но во все времена, как бы ни называлась наша родина, она могла гордиться своими славными сынами – воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями, художниками, музыкантами. На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, и им одержаны самые великие победы нашей родины.

(Приложение 2, слайд 52)
Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ. Великий русский художник Виктор Васнецов сказал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

(Приложение 2, слайд 53)
Ребята, вы должны знать свои корни – историю своей страны, пока вы маленькие, ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: что вы учитесь и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учитесь для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час? Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд.
Ребята, мне хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными, добрыми и всесторонне развитыми. Вы должны расти именно такими, ибо от вас зависит завтрашний день страны, будущее любимой Родины.
Вам, ребята, предстоит узнать ещё много интересного. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа

В заключение я хочу прочитать вам стихотворение Сергея Синицина.

(Приложение 2, слайды 54 – 55)
(Приложение 1, стих 10)

– Ребята, любите свою родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!