"Модульное оригами. Торт"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • учить слушать устные инструкции учителя,
  • учить совершать последовательные действия,
  • развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев,
  • улучшать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с пространственными предметами,
  • учить читать чертежи, по которым складываются фигурки,
  • развивать уверенность в своих силах и способностях,
  • развивать творческие способности и исследовательские навыки.

Оборудование:

  • мультимедийная техника
  • мультимедийная презентация
  • карта РФ
  • бумага для офисной техники (формат А4) белая и цветная
  • ножницы с закруглёнными концами
  • стержень ручки
  • картон
  • пластиковая бутылка (обрезана заранее учителем)

План-конспект:

I. Организация на урок

1) Приветствие,
2) Проверка готовности рабочего места:

у каждого на парте:

  • лист  бумаги (формат А4)
  • ножницы
  • стержень ручки

3) Инструктаж по правилам ТБ

II. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся в путешествие в Страну Восходящего Солнца. Посмотрите на карту Российской Федерации. Сориенрируйтесь: определите основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад). Судя по такому длинному названию, где нужно искать эту страну?
Именно в этой стране раньше всех на планете наступает новый день, первыми встречают Новый год.
Эта островная страна – родина искусства бумагоскладывания. Это искусство носит название – оригами.

Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребёнок умеет мечтать,
Хочет, кА взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное, вовремя сделать подсказку…
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, жёлтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всём белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы – бумажный кораблик….
…В небо стремящихся жёлтеньких птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику «оригами»!

2. Понятие об оригами. (Приложение, слайд 1)

– Слово «оригами» переводится с японского как «сложенная бумага». «Ками» – сходное звучание японских слов «бумага» и «Бог». Тесная связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги налицо. Не случайно первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении  небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам. В XII-XIV в. Оригами выходит за пределы храмов и завоёвывает императорский двор. Аристократия и прдворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Вплоть до середины XIXв. оригами превращается в популярный способ времяпровождения населения Японии. Именно тогда изобретаются фигурки, которые позже становятся классическими.
Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизавы.
В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Только в 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.
Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
Сегодня мы не будем делать знакомые с детства кораблики или самолётики, не будем делать и сложные фигуры. Своё изделие мы сделаем в технике «модульного оригами». (Приложение, слайд 2) Создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – увлекательный и весёлый процесс. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

3. Изготовление модуля (Приложение, слайды 3-11)

1) Лист бумаги А4 складыванием напополам делят на 2,4,8,16 или 32 части и разрезают на прямоугольники. (Приложение, слайды 4-5)
2) Складываем прямоугольник вдоль пополам. (Приложение, слайд 6)
3) Намечаем середину сгибанием и разгибанием  поперёк пополам. Поворачиваем «горой» к себе.
4) Сгибаем края-сгибы к середине. (Приложение, слайд 7)
5) Переворачиваем.
6) Поднять края вверх, загнуть уголки, спрячь их. (Приложение, слайд 8)
7) Сложи модуль пополам. (Приложение, слайд 9)

4. Разбор технологической карты и изготовление нужного количества и размеров модулей.

5. Практическая работа: изготовление нужного количества модулей определённых цветов.

6. Значение занятий оригами.

– Учёные утверждают, что детям полезно заниматься оригами. Занятия оригами:

  • учит совершать последовательные действия,
  • развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев,
  • улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с пространственными предметами,
  • учит читать чертежи, по которым складываются фигурки,
  • развивает уверенность в своих силах и способностях,
  • стимулирует развитие памяти, развивает творческие способности и исследовательские навыки.

Занятия оригами помогают осваивать чтение и математику, улучшают почерк.
Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Учёные, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или практических применений. Врачи используют оригами, чтобы помочь пациентам оправиться от болезни.
Весь мир облетела история маленькой девочки Садако Сасаки, лишившейся родителей во время Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме (показ на карте), в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу.Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала молиться о мире во всём мире. Садако успела сложить 644 журавлика.
«Кусудамы», которые планируется сделать на следующих уроках, в переводе с японского означает «лекарственный шар».

7. Сборка торта. (Приложение, слайды 12-30)

8. Украшение. (Приложение, слайды 31-32)

III. Итог урока

– Что вам запомнилось об искусстве оригами?
– Что такое модульное оригами?
Мы сделали огромный торт для украшения интерьера. Каждый из вас вложил свою частичку души в создание этого шедевра.

Домашнее задание: подготовить бумагу квадратной формы (15*15) для изготовления модулей  «кусудамы». (Приложение, слайд 33)

Литература:

  1. Афонькины Сергей и Елена «Всё об оригами» Санкт-Петербург СЗКЭО «КРИСТАЛЛ» Москва «ОНИКС» 2004.
  2. Интернетсайт «Страна Мастеров»: http://stranamasterov.ru/