Деятельность учителя физики по формированию мотивов обучения в средней школе в условиях модернизации системы образования

Разделы: Физика


Введение

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности.
Однако существующая система образования не в полной мере удовлетворяет его запросы.
Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение учениками применять знания, полученные при изучении дисциплин, в том числе и естественнонаучных. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетентности учеников.
В условиях традиционной системы образования практически нереально спланировать учебный процесс таким образом, чтобы учесть возможности и личностный опыт каждого учащегося. Учебный процесс заранее обрекается на случайный результат. Выход из сложившейся ситуации только один – научиться учить всех вне зависимости от личностных особенностей и опыта в условиях массовой школы.

Основная часть

В связи с этим возникла необходимость модернизации существующей системы образования, а именно технологизации всего учебного процесса.
Стратегическая линия модернизации современного образования, в том числе и физического, направлена на создание в школьной практике условий и разработку механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности. Деятельностная направленность образования, компетентностный подход в повседневной работе школы должны сместить акценты с «заучивания» знаний на формирование умений и компетентности. Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании связывают воедино подходы психодидактики и должны дать основные результаты в виде сформированных общих и ключевых компетентностей. В связи с этим учителя физики ведут интенсивный поиск нового содержания образования, новых форм и методов обучения, используя методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Прежде чем начать реализовывать данную стратегическую линию модернизации в образовательном процессе через использование новых образовательных технологий, должна быть проведена большая подготовительная работа.

Во-первых, в условиях модернизации образования должна кардинально измениться функция учителя в школе. Учитель должен перейти в своей деятельности от функции передачи готовых знаний к функции организатора процесса получения новых знаний учащимися. Это обстоятельство налагает на учителя физики дополнительную ответственность. Ему придется думать над тем, чему и как учить детей, чтобы возросло их желание активно познавать мир и самих себя, чтобы сохранился импульс к интеллектуальному и духовному саморазвитию.

Во-вторых, качественное образование невозможно без мотивации. Именно через мотивацию участников учебного процесса реализуется его успешность. Общеизвестный факт, что при овладении знаниями человек достигает успеха на 20-30% за счет интеллекта, а на 70-80% за счет мотивов. Долгие годы проблема мотивации в школоведении замалчивалась, так как ее изучение могло поднять пласт проблем, которого нельзя было касаться. При этом немотивированного на учебу школьника можно было принудить, заставить учиться, что и делали, используя имевшийся аппарат и механизмы принуждения. Однако таким способом достичь какого-либо значительного результата невозможно. Быть может, поэтому по результатам анкетирования школьников в 30 регионах России физика оказалась самым нелюбимым предметом. Неприятие физики учащимися лишает смысла работу учителя: трудно и неинтересно учить, преодолевая предубежденное негативное отношение учеников к своему предмету. Чтобы преодолеть негативное отношение к физике у обучающихся, надо помочь им «открыть» физику, увидеть ее в интересном для себя свете. А это значит, что надо пересмотреть и факторы, ведущие к формированию положительной устойчивой мотивации учения, а именно:

- содержание учебного материала;
- организацию учебной деятельности;
- формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.

Заключение

Значит, деятельность современного учителя сегодня, как никогда, невозможна без знания психологического портрета ученика и умения осуществлять корректировку факторов, влияющих на формирование мотивационного процесса обучающихся, ведущую как к проявлению внутренних потребностей к учению, так и их эффективной реализации в социуме.
Становится понятным, что современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, так как именно он является ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, а значит и компетенцию ученика.