Разработка урока по литературе в 6-м классе: "Русалочка" – сказка-песнь о любви"

Разделы: Литература


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: компьютерная презентация, музыкальный фрагмент, финальный отрывок из мультфильма «Русалочка»

Цель:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;
2) совершенствовать навык работы с текстом; развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
3) воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и пр.

План

I. Слово учителя.

- У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцaть читают «Русалочку», «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Русалочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.

(Презентация. Слайд 1) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек». Раздел, который мы сейчас изучаем по литературе,  называется «Сказки для взрослых», и поэтому сегодня мы и попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин
В конце урока мы вернемся к этим словам, и вы мне скажите, согласны ли вы с этим высказыванием.

II. Анализ сказки.

1) Сказка начинается с описания морского дна. Выберите из этого описания наиболее яркие, запоминающиеся детали и зачитайте их. (Ответы детей)

2) Пейзаж для писателя – чаще всего средство подчеркнуть своё отношения к героям.

- Как относится Андерсен к «подводному народу»? (Ответы)
- А сейчас мы послушаем рассказ  Оли о семье морского царя, а затем ответим на вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений, царящих в нем?

(Слайд 2 + рассказ о семье морского царя заранее подготовленного ученика)
- А теперь давайте ответим, соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки? (Ответы детей)

3) Скажите, чем младшая сестра отличалась от своих сестер? Почему Андерсен называет её «странное дитя»? Выберите из текста фрагменты, в которых Андерсен изображает Русалочку.  Презентация. Слайд 3 (Дети зачитывают отрывки из текста.)

Вывод: Русалочка отличалась от сестер, её тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.

4) И вот Русалочка оказалась на поверхности моря. Расскажите о том волшебном впечатлении, которое произвел на Русалочку молодой принц. (Ответы детей)

5) Какой первый подвиг совершила Русалочка ради принца? ( Краткий пересказ)

6) Какое первое разочарование пережила Русалочка? (Ответы детей)

7) Объясните, почему Андерсен описывает великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка отправится к морской ведьме? (Ответы детей)

8) Как меняется пейзаж, когда Русалочка держит путь к ведьме? Докажите, что Андерсен с одинаковой силой выразительности описывает прекрасное и безобразное. Найдите и зачитайте наиболее яркие детали.         (Дети зачитывают отрывки из текста)

Вывод: Какова же роль пейзажа в сказке? (Ответы. Пейзаж помогает передать состояние героя, помогает ярче представить картину, описываемую автором, помогает передать свое отношение к героям.)

9) На какие жертвы пошла Русалочка ради любви к принцу? Какие муки перенесла она? (Ответы детей)

10) Что сделали сестры, чтобы спасти сестру? (Ответы детей)

11)  А теперь давайте посмотрим финал мультфильма «Русалочка» и сравним его с финалом одноимённой сказки Андерсена.

(Просмотр финального отрывка из мультфильма.)

12) Скажите, чем же отличаются финалы сказки и мультфильма? ( Ответы.В мультфильме счастливый конец, а в сказке нет.)

13) Традиционно в американском кинематографе все заканчивается «хэппи энд», т.е счастливый конец. А почему именно так закончил сказку Андерсен? Что хотел нам сказать таким финалом? (Ответы. В нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена правдоподобнее мультфильма.)

14) О чем же сказка «Русалочка», каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Ответы. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)

15) Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (Ответы. Нельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным;  если любишь, не нужно ничего бояться.)

16) Подумайте, каким можно назвать это произведение: оптимистическим  или пессимистическим? А что означают эти слова нам скажут Эдик и Вика, которые поработали со словарем и нашли значения этих слов. (Словарная работа, а затем ответы детей.) ( Это произведение можно назвать оптимистическим, жизнеутверждающим. Русалочка в первый раз почувствовала  у себя на глазах слёзы…)

III. Итог урока.

1. (Презентация. Слайд 4) В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как вы думаете, за что датчане увековечили Русалочку? (Ответы детей. За смелость, решительность, за доброту, за умение любить, за то, что душа у нее была прекрасная)

2) А сейчас прослушайте музыкальный отрывок и скажите, соответствует ли он финалу сказки?  Когда будете слушать музыку, подумайте, какую бы иллюстрацию вы нарисовали к финалу сказки.
 (Звучит музыкальный отрывок)

3) Обратимся вновь к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием Юрия Нагибина? (Ответы детей)
- Ребята, я благодарю вас за работу и надеюсь, что урок был не только интересным, но и познавательным для вас.

IV. Домашнее задание.

Дома нарисуйте иллюстрацию к финалу сказки Андерсена «Русалочка».