"Индивидуальное преимущество" в технологии индивидуализация обучения на занятиях по физической культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Вечно изобретать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской, творческой жизни. И реализуется этот курс, прежде всего в процессе создания урока, когда он возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня, именно сейчас, когда вас ждут конкретные учащиеся с их индивидуальным физическим развитием.

Основная цель создания "индивидуального преимущества", как формы организации урока по физической культуре - улучшение спортивных результатов по видам.

Что же представляет собой новая форма "Индивидуального преимущества"?

Данное понятие включает в себя:

1) соревнование между командами и с самим собой;

2) индивидуальный выбор упражнений учащимся, которые соответствуют индивидуальному уровню развития.

Класс делится на равносильные команды. Желательно наибольшее количество команд. Например, 4 - 5 команд, не более 8 человек в каждой команде.

Команды соревнуются между собой в выполнении одного и того же упражнения (бег до отметки и назад, прыжки на одной ноге до отметки и назад, прыжки в полном приседе до отметки и бег назад, ведение баскетбольного мяча и другие, достаточно простые упражнения). Соревновательный эффект позволяет поднять эмоциональный фон в многократном повторении одного и того же упражнения.

Но кроме этого каждому участнику команды необходимо выбрать индивидуальное упражнение, в выполнении которого ученик не будет затрудняться. Индивидуальные упражнения желательно подобрать из числа школьных тестов или Президентских нормативов. Например, поднимание туловища для девочек, подтягивание для мальчиков, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку, через гимнастическую скамейку, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и другие. Индивидуальное упражнение требует дополнительных сил от учащегося, так как он зарабатывает свою индивидуальную оценку и место для своей команды в общем старте.

Индивидуальные упражнения учащиеся выполняют в течение не более 30 секунд. В это время остальные учащиеся выполняют самые простые упражнения. Например, приседания на месте, прыжки на правой ноге или левой, прыжки из приседа и другие. От каждой команды по одному представителю. Подсчет осуществляют учащиеся из специальной медицинской группы или освобожденные. Учащиеся соревнуются между собой и получают индивидуальную оценку в выполнении упражнения, согласно оценочным таблицам школьной программы. Затем они возвращаются в свои команды и команды занимают стартовые места согласно результатам выполнения индивидуальных упражнений. Последний результат дает право занять место старта в конце спортивного зала, предпоследний результат дает право сделать команде шаг вперед и так далее. Тот, кто занял первое место в индивидуальном упражнении, дает право команде на "индивидуальное преимущество" над остальными командами. После того как команды заняли исходные стартовые места, дается сигнал на выполнение соревновательного упражнения между командами.

План-конспект урока по физической культуре в 9 классе

Задачи урока:

1. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: учащийся должен знать правильную постановку стопы и движение рук при выполнении бега на короткие дистанции, должен уметь выполнять бег с максимальной скоростью на дистанциях 30 м, 60 м.

2. Развитие двигательных качеств: быстроты реакции на сигнал стартера, скорости.

3. Воспитание осознанного отношения к уроку физической культуры, уважительного отношения к одноклассникам.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические скакалки 4 штуки, гимнастические маты 4 штуки, гимнастические скамейки 4 штуки, финишные стойки 4 штуки.

Часть урока Содержание Дозировка Методические указания
1. Вводно-подготовительная часть. Построение

Сообщение задач урока.

Строевые упражнения на месте (повороты на лево и право)

Ходьба.

Бег.

Ходьба, восстановление дыхания

ОРУ в движении

И. П. - руки к плечам

1 - 4 круговые движения рук вперед;

5 - 8 круговые движения рук назад.

И. П. - руки перед грудью, пальцы сцеплены в "замок".

1 руки выпрямить вперед, пальцы не расцеплять.

2 - и.п.

3 руки отвести вверх-назад, пальцы не расцеплять.

- и. п.

- И. П. руки вперед, пальцы сцеплены в "замок"

1 поворот туловища вправо.

2 поворот туловища влево.

И. П. руки на поясе.

1 наклон туловища вправо.

2 наклон туловища влево.

И. П. руки вверх, пальцы сцеплены в "замок".

1 низкий наклон вперед.

2 и. п.

И. П. руки на поясе.

1 мах правой ногой вперед.

2 выпад правой ногой вперед.

3 мах левой ногой вперед.

4 выпад левой ногой вперед.

И. П. присед, руки на поясе

1-4 прыжка вперед в полном приседе.

5-8 прыжки правым боком вперед.

1-4 прыжки левым боком вперед.

5-8 прыжки спиной вперед.

1 мин.

1 мин.

30 сек.

30 сек.

6 мин.

30сек.

3 мин. 30 сек.

6 - 8 раз

6 - 8 раз

6 - 8 раз

6 - 8 раз

6 - 8 раз

6 - 8 раз

32 прыжка

Обратить внимание на готовность к уроку: внешний вид, психологический настрой.

Обратить внимание на осанку, дыхание в беге и ходьбе.

Обратить внимание на осанку.

Руки точно вперед и точно вверх.

Руки не опускать вниз. Не поднимать вверх.

Наклон точно в сторону, спина прямая.

При наклоне ноги прямые.

Мах прямой ногой, спина прямая.

Следить за осанкой.

После прыжков ходьба, восстановление дыхания, перестроение по командам (в четыре колонны по 8 человек).

2. Основная часть. Время Нагрузка Индивидуальное упражнение. Упражнение для всего класса.
  1 30 сек. Максимальная Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой.

(22 раз - отлично, 17 - хорошо, 13 - удовлетворительно)

Приседание.
2 1 мин. Минимальная Определение победителей. Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
3 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. Данное упражнение основное, которое повторяется многократно. Столько раз, сколько человек в команде. (В нашем случае 8 раз)
4 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
5 30 сек. Максимальная Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой.

(22 раз - отлично, 17 - хорошо, 13 - удовлетворительно)

Прыжки на правой ноге
6 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
7 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
8 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
9 30 сек. Максимальная Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (20 - 5, 17 - 4, 15 - 3) Прыжки на левой ноге
10 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
11 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
12 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
13 30 сек. Максимальная Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (20 - 5, 17 - 4, 15 - 3) Прыжки вверх из приседа
14 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
15 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
16 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
17 30 сек. Максимальная Прыжки через гимнастическую скамейку.

(25 раз - отлично, 20 - хорошо, 15 - удовлетворительно)

И. П. - стоя на правой ноге, руки на поясе.

Сгибание и разгибание в коленном суставе маховую левую ногу. (угол 90 градусов)

18 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
19 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
20 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
21 30 сек. Максимальная Прыжки через гимнастическую скамейку.

(25 раз - отлично, 20 - хорошо, 15 - удовлетворительно)

И. П. - стоя на левой ноге, руки на поясе.

Сгибание и разгибание в коленном суставе маховую правую ногу. (угол 90 градусов)

22 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
23 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
24 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
25 30 сек. Максимальная Прыжки через скакалку

(90 - "5", 85 - "4", 80 - "3")

И. П. руки на поясе, левая нога опорная, правая согнута в коленном суставе (угол 90 градусов).

Сохраняя равновесие, выполнять маховые движения в правую и левую стороны правой ногой (голенью и стопой).

26 1 мин. Минимальная Определение победителей Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
27 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
28 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
29 30 сек. Максимальная Прыжки через скакалку

(90 - "5", 85 - "4", 80 - "3")

И. П. руки на поясе, правая нога опорная, левая согнута в коленном суставе (угол 90 градусов).

Сохраняя равновесие, выполнять маховые движения в правую и левую стороны левой ногой (голенью и стопой).

30 1 мин. Минимальная Определение победителей. Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д.
31 1 мин. Максимальная Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад.
32 1 мин. Минимальная Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию
3. Заключительная часть. Перестроение.

Подведение итогов

Организованный уход.

30 сек.

3 мин.

30 сек.

Оценки обязательно выставить каждому и командам победительницам.