Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования на примере программы "Истоки"

Разделы: Общепедагогические технологии


Когда ребенок находится в возрасте 5-6 лет за него, как правило, выбор делает взрослый, в каком учреждении дополнительного образования будет заниматься его ребенок, какое объединение он выберет для себя. С целью самостоятельного определения ребенка, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей предлагает программу “Истоки”.

“Истоки” – это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей.

Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение, развивает субкультуру в рамках создания единого культуротворческого процесса.

Основными положениями программы является:

  • принцип реализации разнообразных детских интересов;
  • принцип развития в каждом ребенке желания стать лучше, знать больше, познать себя;
  • принцип качественных изменений, происходящих с каждым в детском коллективе;
  • принцип определения результата.

Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, активно вовлекает ребят в разнообразную творческую деятельность.

Программа способствует решению проблем социальной адаптации дошкольников, предоставляя им, новые возможности взаимодействия в пространстве Дома творчества как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.

Программа разработана с целью создания условий для социальной адаптации и творческого развития ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы формулируются следующим образом:

  • воспитывать позитивное отношение и уважение к культурным традициям других народов, чувство любви к малой Родине;
  • совершенствовать познавательные и языковые способности; создавать условия для формирования у детей навыков межличностного общения;
  • развивать психические, эмоциональные, творческие качества ребенка;
  • показывать детям, что окружающий их мир – это воплощение духовных богатств, красоты и величия народа.

Структура программы основывается на современных тенденциях личностно – ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:

  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, хореография, изобразительное искусство, языкознание, граждановедение, природоведение и др.
  • культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно – средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • возрастного и индивидуального подходов – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:

  • внешний и внутренний “портреты” ребенка, физическое и духовное начала в нем;
  • человек в общении с другими людьми, значение языка как основы человеческих взаимоотношений;
  • деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
  • Отечества (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Отбор содержания программы “Истоки” проводился по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей старших дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

Содержание программы рассчитано на два года обучения.

Содержание программы.

Главные разделы программы включают материал близкий, интересный и доступный детям.

Содержательная часть программы первого года обучения представлена семью направлениями:

  1. граждановедение – “Я – Человек”,
  2. природоведение – “Мир вокруг нас”,
  3. развитие речи – “Говорилки”,
  4. развитие логики и мышления – “Смекалочка”,
  5. музыка – “Музыкальная азбука”,
  6. хореография – “Топотушки”,
  7. изобразительное искусство – “Краски”.

Программа второго года обучения представлена шестью направлениями (исключена хореография).

Программа предусматривает психологическое сопровождение ребенка в течение двух лет обучения.

По результатам диагностики педагогом-психологом даются рекомендации по определению ребенка в образовательном пространстве дополнительного образования.