План-конспект урока для 7-го класса с использованием интерактивной доски «Решение задач по теме "Механическое движение"»

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.
  • Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Тип урока: урок решения задач, подготовка к контрольной работе.

Оборудование: интерактивная доска InterwriteTMBoard, дидактический материал в программе Power Point, раздаточный материал.

Раздаточный материал

Количество

+

Оценка

Тема: Механическое движение (решение задач)

Класс__________Фамилия___________ Имя__________

1.Составьте из букв два физических термина, определяющих тему урока

С

В

Ж

 

О

Д

К

И

С

Е

Е

О

 

Н

Ь

Т

 

Р

И

2. Переведи в систему “СИ”

I вариант II вариант
2 ч = 30 мин =
400 см =  20 км =
7,9 км/с = 6 км/мин =
1 сут = 2 сут =
72 км/ч = 108км/ч =

3. Решение задач (решать в рабочей тетради)

Отметка о выполнении:

№1

№2

№3

№4

4. Рефлексия:

  • понравился урок-------------
  • не понравился --------------
  • не знаю ---------------

Ход урока.

Момент урока

Краткое содержание

Инструмент

1

Организационный

(слайд №1)

Цели, запись домашнего задания и его пояснение. Д/З: составить две задачи на движение с построением графиков.

 

2

Актуализация знаний: (слайды №2,3,4)

1) Составьте из букв два физических термина, определяющих тему урока.

2) Основные характеристики механического движения (повторение понятий: траектория, путь, скорость).

3) Вспомним формулы (проверка знаний формул, обозначений физических величин и их единиц измерения).

Непрозрачный экран

Перо

Маркер, выделение формул цветными фигурами

3

Самостоятельная работа в парах (слайд №5)

Переведи в систему “СИ”

Шторка

4

Решение задач

(слайды №6, 7, 8)

1) С какой скоростью двигается теплоход “Ом-4” из г. Амурска в село Вознесенское, если за 1,5 часа он проходит расстояние 18 км?

2) За какое время черепаха “пробежит” стометровку, если скорость её движения 0,25 км/ч?

3) Какой путь пролетит самолёт, двигаясь со скоростью 1000 км/ч за 30 мин? Изобразите графически (стрелкой) скорость самолёта.

Перо (работа учащихся электронным пером на слайдах)

5

Задачи с использованием графиков движения (слайды №9, 10)

1) По графику зависимости пути от времени определите, сколько бы км прошёл пешеход за 12 мин, продолжая двигаться равномерно. Постройте график v(t).

2) Просмотр видеофрагмента “Перелётные птицы на озере”, самостоятельная работа по решению задачи:

Иногда перелётным птицам приходится без остановки лететь над морем и горами. Преодолевая Северное и Средиземное моря, они летят без отдыха 600-700км. Наибольший “беспосадочный” перелёт в 3300 км совершают ржанки, летящие на зиму с севера на Гавайские острова. Определите время наибольшего беспосадочного полёта птиц, летящих со скоростью 50 км/ч. Постройте график v(t).

Работаем на слайде электронным пером, а затем создаём слайд, используя инструмент “создание страницы с сеткой” и строим график.

Шторка (слайд №10).

6

Отгадывание кроссворда и выяснение ключевого слова, итоги урока, рефлексия.

время

скорость 

молекула

покой 

длина

единица

величины

Перо, выделяем главное слово.

Ход урока.

1. Организационная часть урока. Урок начинается с целеполагания и мотивации, которая достигается путём активного общения учителя с учениками. Учитель раздаёт раздаточный материал, с помощью которого каждый учащийся проведёт личную оценку своей успешности на уроке, рассказывает о правилах его заполнения. Заканчивается организационный момент урока словами Д. Локка (слайд №1) и пожеланием успеха.

2.Актуализация знаний.

Первое задание: кто быстрее составит с помощью таблицы два слова, которые определят основную деятельность на данном уроке (слайд №2)? В нижней части страницы правильный ответ закрыт непрозрачным экраном в виде фигуры с помощью инструмента “Перо 1”. Проверяем правильный ответ: движение скорость. Проговариваем определение механического движения.

Далее вспоминаем характеристики механического движения: траектории, пройденного пути и скорости. Ребята находят соответствующую фотографию на слайде №3, выходят к доске, проговаривают определение данной характеристики и электронным пером под каждой фотографией подписывают название характеристики (инструмент “Перо 2”). Учащиеся выходят к интерактивной доске, записывают формулу (слайд №4), с помощью инструмента “Маркер” выделяют цветным многоугольником запись формулы на слайде (для каждой формулы свой цвет), проговаривают её. Учитель ещё раз заостряет внимание на каждую формулу т. к. умение правильно записывать формулы и знать обозначения физических величин очень важно при решении задач по физике. Вторая половина данного слайда, на которой написан ответ, закрыта шторкой (инструмент “Шторка”). Учитель ребятам предлагает назвать буквы, входящие в эти формулы и названия физических величин, соответствующие буквам, а также единицы измерения в системе “СИ”. Шторку открываем постепенно, в зависимости от ответов учащихся.

 

3.Самостоятельная работа (взаимоконтроль) Проверяем умение переводить внесистемные единицы физических величин в единицы СИ и обратно (слайд №5).Школьники выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют работу друг у друга, сравнивают ответы соседа по парте с правильными на интерактивной доске. Результат отмечают в раздаточной карточке. Во время самостоятельной работы правильные ответы на слайде были скрыты от учащихся непрозрачным экраном (инструменты “Перо”)

4. Решение расчётных задач. Очень важно, как будут усвоены основы умения решать задачи при изучении темы “Взаимодействие тел” т. к. от этого будет зависеть дальнейшая работа учащихся на уроках физики. Первые уроки решения задач должны запоминаться, вызывать интерес и желание работать. Ребята с большим желанием пишут электронным пером на слайдах и с удовольствием идут к доске решать задачи (слайды № 6, 7, 8). Используется инструмент “Перо”, на слайде № 8 изображаем стрелкой вектор скорости самолёта.

 

5. Решение графических задач. Решаем задачу, используя график движения тела, на определение времени и скорости движения тела (слайд №9), при этом также используем инструмент “Перо”. Для построения графика зависимости скорости от времени создаём слайд на самой доске, используя инструмент “Добавить страницу сеткой” и с удовольствием строим график V(t).

Смотрим небольшой видеофрагмент о перелётных птицах и самостоятельно решаем графическую задачу (слайд № 10), работу сдаём на проверку, а затем проверяем, правильно ли она оформлена и решена, используя непрозрачный экран.

6. В заключительной части урока отгадываем кроссворд, определяем ключевое слово “Молодцы!”, применяя инструмент “Перо”. Отвечаем на рефлексивные вопросы в раздаточном материале, учащиеся подсчитывают количество плюсов и выставляют себе оценку. Учитель подводит итоги урока. Спасибо за урок, дети!