Бинарное занятие (технология машиностроения + информационные технологии в профессиональной деятельности)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели занятия:

Образовательная: способствовать формированию и развитию умений и навыков по проектированию технологических операций с использованием CAD\ CAM–технологий.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса в будущей специальности.
Воспитательная: способствовать воспитанию трудовых качеств личности и привить умения коллективной работы.
Профориентационная: развить представление о применении информационных технологий в профессиональной деятельности техника-технолога.

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  • Интерактивная доска;
  • Проектор;
  • Магнитно-маркерная доска;
  • Документ-камера;
  • Проекционный аппарат.

- Кабинет “Информационных технологий и инженерной графики”;

  • Персональные компьютеры – 12 шт.;
  • Программное обеспечение САПР ADEM.

- Класс-лаборатория “Технология машиностроения”

  • Станки фрезерные с ЧПУ модели СС-F1210 E – 2 шт.;
  • Станки токарные с ЧПУ модели СС-D6000 E – 2 шт.;
  • Программное обеспечение для станков с ЧПУ NCCAD;
  • Набор стандартных мерительных инструментов – 4 шт.

2. Дидактическое обеспечение:

  • Инструкционная карта;
  • Учебные материалы.

УМ – “Основные сведения о составе управляющей программы”;

СМ-1 – Руководство по эксплуатации “Станок фрезерный модель CC- F1210E с ЧПУ KOZY2”;
СМ-2 – Руководство по эксплуатации “Станок токарный CC-D6000E с ЧПУ KOZY2”;

  • Карточки задания “Чертеж детали”;
  • Заготовки;
  • Тестовые задания 1-4 (Приложение 2).

Методы обучения: проблемно-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности студентов: бригадно-звеньевая.

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

Вид урока: лабораторно-практическое занятие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Приветствие;
  • Проверка готовности учащихся к занятию;
  • Настрой студентов на работу;
  • Доведение до студентов темы и целей занятия;
  • Деление студентов на 4 бригады.

2. Актуализация знаний студентов.

  1. Основные принципы построения системы координат (Задания 1.1-1.4)
  2. Нулевые и исходные точки системы координат токарных станков с ЧПУ (Задания 2.1, 2.2)

3. Лабораторно-практическая работа “Проектирование технологических операций токарной и фрезерной обработки на станках с ЧПУ”.

3.1. Вводный инструктаж преподавателя:

  • Сообщение названия лабораторно-практической работы;
  • Разъяснение задач лабораторно-практической работы;
  • Ознакомление с образцами заготовок;
  • Ознакомление с учебно-технической документацией;
  • Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

3.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

3.2.1 I этап – Разработка программы обработки детали для станков с ЧПУ (СМ-1, СМ-2, Задание 4)

  • Разработка управляющей программы в модуле CAM;
  • Генерация управляющей программы: преобразование, просмотр и сохранение управляющей программы.
  • Сохранение программы на внешний носитель.

3.2.3 II этап – Обработка детали на станках с ЧПУ (СМ-1, СМ-2, УМ; Задания 3.1, 3.2)

  • Корректировка управляющих программ для обработки деталей на станках с ЧПУ;
  • Установка заготовок в приспособление станков ;
  • Наладка станков перед началом работы;
  • Обработка заготовок на станках с ЧПУ.

3.3. Текущий инструктаж преподавателя (проводится по ходу выполнения студентами самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

  • Проверка организованности начала работы студентов;
  • Проверка организации рабочих мест студентов (рабочий стол, инструменты, приспособления);
  • Соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Усвоение новых знаний:

  • Проверка правильности использования студентами учебно-технической документации;
  • Инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

  • Инструктирование студентов по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • Концентрация внимания студентов на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания студентам;
  • Контроль за бережным отношением студентов к средствам обучения;
  • Рациональное использование учебного времени студентами.

3.4. Заключительный инструктаж преподавателя:

  • Анализ выполнения самостоятельной работы студентов;
  • Разбор типичных ошибок студентов;
  • Вскрытие причин допущенных студентами ошибок;
  • Повторное объяснение преподавателем способов устранения ошибок.

4. Уборка рабочих мест.

5. Подведение итогов урока преподавателем:

  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда студентов на занятии; выставление отметок в классный журнал;
  • Заполнение студентами дневника занятия.

Лабораторно-практическая работа

“Проектирование технологических операций токарной и фрезерной обработки на станках с ЧПУ”

Цель работы: Повторить этапы создания, редактирования и сохранения управляющей программы обработки на станках с ЧПУ с использованием САПР ADEM. Закрепить навыки проектирования технологических операций механической обработки детали.

Оборудование, приспособления, инструмент, наглядные пособия:

  • Персональные компьютеры – 12 шт;
  • Программное обеспечение САПР ADEM.
  • Станки фрезерные с ЧПУ модели СС-F1210 E – 2 шт.;
  • Станки токарные с ЧПУ модели СС-D6000 E – 2 шт.;
  • Программное обеспечение для станков с ЧПУ NCCAD;
  • Набор стандартных мерительных инструментов – 4 шт.
  • Учебные материалы (УМ):

УМ – “Основные сведения о составе управляющей программы”;

  • Учебные материалы (СМ):

СМ-1 – Руководство по эксплуатации “Станок фрезерный модель CC- F1210E с ЧПУ KOZY2”;
УМ-2 – Руководство по эксплуатации “Станок токарный CC-D6000E с ЧПУ KOZY2”;

  • Карточки задания “Чертеж детали”;
  • Заготовки.

Задание:

  1. Разработать управляющую программу обработки детали для станка с ЧПУ по чертежу детали (2 D-модель).
  2. Обработать деталь на станке с ЧПУ.

Инструкционная карта

Порядок выполнения Инструктивные указания и пояснения
Фрезерная обработка Токарная обработка
I этап – Разработка программы обработки детали для станков с ЧПУ
1. Открыть файл с чертежом детали. Открыть файл с чертежом детали в формате 2D-модели в соответствии с вариантом задания 4.

Файл задания находится на рабочем столе в папке “Задания”

Рисунок 4

2. Разработка управляющей программы, используя инструменты и функции модуля CAM системы ADEM Управляющая программа создается в соответствии с порядком действий указанных в СМ-1 (п.17.1) Управляющая программа создается в соответствии с порядком действий указанных в СМ-2 (п 18.1-18.2)
3. Генерация управляющей программы Преобразование, просмотр и сохранение управляющей программы в редакторе CLDATA выполняется в соответствии с порядком действий указанных в УМ-1и УМ-2
СМ-1 (п. 17.3) СМ-2 (п. 18.3-18.4)
4. Сохранение созданной управляющей программы на внешнем носителе Управляющая программа сохраняется на внешнем носителе для последующей установки ее на компьютер станка с ЧПУ и дальнейшей ее корректировки с помощью программного обеспечения NCCAD .
5. Уборка рабочего места Выключить компьютер, блок питания, сетевые фильтры. Опустить до нижнего уровня и задвинуть кресло.

II этап – Обработка детали на станках с ЧПУ

1. Корректировка управляющих программ для обработки деталей на станках с ЧПУ 1. Используя содержание УМ-1, выполните задания 3.1, 3.2.

2. Установите УП в системе NCCAD. Просмотрите и откорректируйте программу, составленную вами на первом этапе задания. Просмотрите симуляцию обработки детали.

СМ-4 стр. 16-42 СМ-2 стр. 20-46
2. Установка заготовок в приспособление станков Установка заготовок в тиски станка производится с выверкой при помощи концевых мер, рукоятка тисков на время обработки детали снимается. Далее действовать в соответствии с СМ-1 стр 48-49 “Подготовка к работе”. Закрепление заготовок в четырехкулачковый патрон производится с помощью ключа, ключ на время обработки вынимается из патрона. Далее действовать в соответст. с СМ-2 стр 47-49 “Подготовка к работе”.
3. Наладка станков перед началом работы СМ-1 стр. 50-54 “Наладка станка” СМ-2 стр. 50-61 “Наладка станка”
4. Непосредственно обработка заготовок на станках с ЧПУ СМ-1 стр. 77 “Рекомендации по назначению скорости вращения шпинделя” УМ-2 стр.89 “Таблица соответствия числа оборотов шпинделя командам управления скоростью вращения”
5. Уборка рабочего места Отвести инструмент от обрабатываемой детали и выключить станок. Убрать стружку со станка при помощи щетки. Протереть станок. Промасленную ветошь убрать. Привести в порядок инструмент и убрать его на место.

Дневник занятия

Тема ___________________________________________

Отметьте галочкой в соответствующей клеточке свое мнение о занятии.

Группа №__________

  Довольны Не довольны Разочарованы Комментарии
Были ли учебные материалы, которые вы использовали, понятны и полезны?        
Насколько успешно сделана подборка учебного материала?        
Насколько понятно сформулированы задания и вопросы?        
Как преподаватель реагировал на ваши вопросы?        
Какова в целом ваша оценка данного занятия?        
Понравилось ли вам использование технических средств на занятии?        

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 5