Урок-путешествие в 6-м классе по теме "Многоклеточные нитчатые водоросли"

Разделы: Биология


Задачи: Продолжить формировать понятия о водорослях – как низших растений. Познакомить с особенностями строения, размножения и значением нитчатых водорослей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Таблицы: одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли, самодельные гербарии водорослей из братского водохранилища, микроскопы, микропрепараты, магнитофон.

Ход урока

Учитель: ребята, сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну необычных растений водорослей. Любой путешественник прежде чем отправиться куда-либо. Обязательно, что-то прочтет о той стране, куда собирается ехать, а в дорогу возьмёт с собой путеводитель, записную книжку, фотоаппарат или видеокамеру. Давайте и мы подготовимся к путешествию и вспомним, что же мы уже знаем о водорослях.

Проводиться проверка знаний учащихся по теме одноклеточные водоросли.

  1. По таблице (на доске) рассказать какое строение имеет одноклеточная водоросль хламидомонада.
  2. На доске “головоломки”.

Исключите лишнее: Хламидомонада: дом, хлам, идол, храм, мох.

Расшифруй и исключи лишнее. Рабочие тетради стр. 18 № 1, 2.

Вопросы:

А) Как питаются водоросли одноклеточные

Б) Как размножаются водоросли одноклеточные.

В) Почему хлореллу космонавты назвали “космическим хлебом”.

Заполняется вторая колонка таблицы.

Далее учащиеся записывают число, тему урока и вычерчивают таблицу, которая заполняется в течение урока.

Сравнительные признаки Одноклеточные водоросли Многоклеточные водоросли
Строение    
Питание    
Размножение    
Значение    

Магнитофонная запись “Внимание, внимание с первого пути отправляется поезд, следующий в страну необычных растений водорослей.

Учитель: Кроме одноклеточных водорослей в пресной воде живет немало многоклеточных водорослей. Я думаю, что каждый из вас купаясь в водоеме ни раз сталкивался со скользкой на ощупь тиной. Чаще всего такая тина не что иное, как скопление нитей многоклеточных водорослей.

СТАНЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Мы приближаемся к первой станции. На этой станции нам предстоит познакомиться с многоклеточными водорослями спирогирой, улотриксом. Мы узнаем, какое строение они имеют, как размножаются и питаются.

(Демонстрация фрагмента фильма “многоклеточная водоросль спирогира”)

После чего продолжается беседа по вопросам к кинофрагменту.

1. Где обитает.

2. Какое имеет строение.

Затем учитель рассказывает, что в пресных водоемах кроме спирогиры встречается многоклеточная водоросль улотрикс. Строение, питание, размножение.

СТАНЦИЯ ЛАБОРАТОРНАЯ

Вторая станция нашего путешествия лабораторная.

1. Рассмотрите многоклеточную водоросль невооруженным глазом на гербарии и живых объектах.

2. Теперь рассмотрите водоросль под микроскопом.

СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

На этой станции у нас в гостях ученый-историк. Он вам расскажет немного об истории водорослей.

СТАНЦИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ

На этой станции мы с вами выясним, в чем же сходство и различие одноклеточных и многоклеточных водорослей.

СТАНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

У нас в гостях ещё один ученый-эколог. Он вам расскажет о значении многоклеточных водорослей.

Заполняется вторая часть таблицы.

СТАНЦИЯ ИТОГОВАЯ

Вот и закончилось наше путешествие, давайте подведем итоги. Для этого ответим на следующие вопросы:

1. Почему водоросли относятся к низшим растениям.

2. Где обитают многоклеточные водоросли.

3. Какое строение имеют многоклеточные водоросли.

4. Значение многоклеточных водорослей в природе.

Задание:

Учитель демонстрирует два стакана в одном водоросль в другом водное растение.

Ребята должны определить, где что находится. Объяснить, как они это узнали.