Интегрированный урок (ПДД + русский язык) по теме "Светофор и его сигналы"

Разделы: Начальная школа


Введение

“Все, что усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины,
какой отличается все усвоенное в детские годы”.
К.Д. Ушинский

Актуальность обучения детей школьного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога — систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы, по мнению автора пособия, может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение КВН, викторин и различных вечеров досуга.

Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы способствуют развитию у детей младшего школьного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Для успешной реализации программы по курсу ОБЖ, как впрочем и по другим предметам, необходимо формировать на уроках дисциплину умственного труда. Самая страшная опасность — безделье за партой, интеллектуальная лень. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится для них обузой. Поэтому в процессе своей деятельности педагог ежечасно решает вопросы, как учить с увлечением и как сделать процесс усвоения знаний творческим.

Анализ содержания учебного материала.

1. Компонентный анализ

понятийный:

новые: пешеходный светофор, транспортный, с дополнительной секцией;

опорные: светофор, сигналы светофора, запрещающий, разрешающий, тротуар.

приём работы:

новые: просмотр слайдов;

опорные: работа в группах.

2. Технико-технологический: компьютер, проектор, экран, слайды, диплом, письмо, костюм светофора.

3. Организационно-экономический: Физкультминутка “Светофорчик”.

4. Логический: подбор точных слов, выбор правильного ответа из предложенных в группе.

5. Психологический:

“слабые”: из подготовленных учителем ответов выбирают правильный вариант.

“средние”: из подготовленных учителем ответов выбирают правильный вариант и обосновать свой выбор.

“сильные”: самостоятельно находят нужный ответ.

6. Воспитательный: воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, интереса к изучению ПДД.

Программное содержание

Цели.

Образования: закрепить ранее полученные знания о ПДД, дать сведения из истории светофора, познакомить с видами светофора.

Развития: развитие логического мышления, памяти, речи, наблюдательности, внимания, познавательного интереса.

Воспитания: воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, воспитание коммуникабельности и интереса к изучению ПДД.

Методические приёмы: работа в группах, беседа, рассказ, дискуссия, просмотр слайдов.

Материал: компьютер, проектор, экран, слайды, диплом, письмо, костюм светофора.

Предшествующая работа: экскурсия по улицам родного города.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: беседа

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок и необычный гость. А кто это, узнаете из загадки.

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё не разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?

Учитель:

- Правильно, это светофор. (Слайд 2. Презентация)

Сегодня мы с вами побываем в стране Светофория.

(Класс делится на группы. В класс входит Светофор)

2. Формирование новых знаний

Светофор:

- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Вы уже немного знаете про меня. А на сегодняшнем уроке сможете узнать ещё больше. Итак, отправляемся в путешествие в мою страну Светофорию. На пути вам встретятся некоторые преграды, но, подумав сообща, вы их преодолеете. (Слайд 3)

Светофор:

- Рассказывает о возникновении первого светофора.

Первый уличный светофор появился более 130 лет назад в Англии, в центре Лондона. Первые светофоры имели всего лишь два цвета: красный и зеленый, которые вручную менял стоявший рядом специальный человек. Но обходиться двумя цветами было неудобно, и спустя 50 лет на светофоре появился и третий цвет – жёлтый. (Слайд 4)

Первая станция Музей

Светофор:

- А знает ли кто-нибудь из вас, почему меня назвали светофором? Если нужно, можете обсудить это в группах.

Ответы детей.

Светофор:

- Слово “светофор” состоит из двух частей: русского “свет” и “фор” от греческого “форос” (несущий или носитель). Светофор – носитель света. (Слайд 5)

(Беседа Светофора с детьми сопровождается показом слайдов)

Светофор:

- О чём говорит красный свет светофора?

Ответы детей. Хором читают:

Самый строгий – красный свет,
Если он горит - стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.

Светофор:

- Что подсказывает жёлтый свет?

Ответы детей. Хором читают:

Чтоб спокойно перешёл ты,
слушай наш совет: - Жди!
Увидишь скоро жёлтый
В середине свет.

Светофор:

- А зелёный свет?

Ответы детей. Хором читают:

А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
“Препятствий нет,
Смело в путь иди!”

Вторая станция: “Виды светофоров”

Светофор:

- Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какие бывают светофоры. (Слайд 5)

(Появляется изображение транспортных средств, с дополнительной секцией и пешеходного светофора)

  • трёхсекционный - пешеходный
  • двухсекционный - транспортный
  • с дополнительной секцией – транспортный – со стрелочкой - указателем поворотов.

3. Применение формируемых знаний.

Работа в группах

Светофор:

- На пути препятствие. На пешеходном светофоре потерялся цвет. Человек в нём стоит. Какой цвет потерялся? Обсудите и дайте полный ответ. Обоснуйте его.

Ответы детей. (Если на пешеходном светофоре человечек стоит, то потерялся красный цвет.) (Слайд 6)

Третья станция: “Отдыхай-ка!”

Физминутка “Светофорчик”

Светофор:

- Устали, наверное, в дороге? Предлагаю отдохнуть.

При зеленом сигнале светофора ученики топают на месте ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети стоят на месте. При красном свете – все садятся на своё место за парту и грозят друг другу пальчиком.

- Молодцы!

Светофор:

- Ребята, вы отдохнули? Как вы думаете: отдыхают ли светофоры?

Ответы детей.

Светофоры всегда остаются на своих местах. И днем, и ночью они мигают разноцветными огоньками, оберегая пешеходов и машины от несчастных случаев. Только некоторые светофоры (те, что стоят не на самых оживленных перекрестках) на ночь превращаются в желтые мигалки. Этот светофор мигает, чтобы предупредить: здесь перекресток. Увидит свет шофер – сбавит ход автомобиля.

Подойдет к перекрестку пешеход - будет более осторожным. Прежде чем перейти улицу, он обязательно посмотрит, не подъезжает ли к перекрестку машина.

Мигалка день и ночь стоит на своем посту. Предупреждает всех, кто находится на улице:

“Я стою на перекрестке, будьте внимательны!”

Четвёртая станция: “Почтовая”

Светофор:

– По пути заглянем на почту, нет ли для нас письма. Есть, и оно от моей сестры Трёхглазки.

- Видимо, по дороге письмо упало в лужу, и некоторые слова размыло. Помогите прочитать его.

Дорогие ребята!

“Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара. Прислушайся. Посмотри внимательно в … стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по … . Вот так ты научишься переходить …”.

Дети вставляют пропущенные слова вместо точек. (Слова для справок: безопасное, край, налево, направо, прямой, дорогу). И читают получившиеся предложения. (Слайд 7)

Светофор:

- О чём просит вас в письме Трёхглазка?

Ответы детей:

Светофор:

- Моя сестра желает вам счастливого пути.

Пятая станция: “Подумай-ка!”

Светофор:

- Почему красный свет запрещающий, зелёный свет – разрешающий, а не наоборот? Обсуждение.

Ответы детей.

Светофор:

- Красный свет – сигнал опасности, сигнал тревоги. И так не только в светофоре. Именно красные лампочки, а не какого-либо другого цвета загораются с наступлением темноты на углах забора, ограждающего место, где ремонтируют дорогу или улицу; именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит; именно красный огонек, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда; именно в красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; и маяк, друг и помощник капитана, посылает далеко в море не какой-нибудь, а красный луч.

И это неспроста. Красный цвет – самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим. А синий, зеленый, желтый можно спутать.

Светофор:

- Наше путешествие близится к концу. Но вас ждёт ещё одно задание.

Шестая станция: “Грамотный пешеход”

(Слайд 10).

- У детей на столах карточки с гласными а, о, и; На экране появляется слово, дети показывают нужную карточку с гласной. Хором ещё раз прочитывают по слогам (для лучшего запоминания).

Ответы детей. Город, улица, автомобиль, трамвай, сигнал, шофёр, шоссе, тротуар, пассажир.

4. Подведение итогов

Светофор:

Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы,
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.

- Наше путешествие в страну Светофорию закончилось.

- Что понравилось на уроке? Что было трудно, осталось непонятным?

- А закончим урок вручением диплома. (Слайд 11)