Развернутое календарно-тематическое планирование раздела "Строение атома и атомного ядра" (9-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 9


Список используемой литературы.

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. II. Учеб. пособие для учащихся / Под ред. Л.В.Тарасова. - 3-е изд., переработ. - М.: Просвещение, 1984
  2. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
  3. Буров В.А. "Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах образовательных учреждений", книга для учителя, Просвещение, Москва, 1996
  4. Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приёмы обучения / Сост. Э.М.Браверман. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебн.-метод. пособие. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
  6. Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. материал / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - 2-е изд. - М.: Просвещение 1995.
  7. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Физика. Лабораторные работы. 7-9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2005.
  8. Ланина И.Я. "100 игр по физике", книга для учителя, Просвещение, Москва, 1995
  9. Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  10. Пономарёв Л.И. "Под знаком кванта", Наука, Москва, 1999
  11. Родина Н.А. "Изучение физики атомного ядра", Просвещение, Москва.
  12. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.
№ урока Тема Цели Тип урока Оборудование Понятийное поле Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды контроля Д/з
1 Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда Формировать понятия ядерной модели атома, а-, -, - излучения, ознакомить с опытами Резерфорда о строении атома; развивать умения моделировать, анализировать, делать выводы, сравнивать различные виды излучений Лекция Таблицы "а-, -, - лучи"; "Опыт Резерфорда" Радиоактивность. а-, -, -лучи. Модель атома Д. Томсона. Ядерная модель атома Э. Резерфорда. Атомное ядро. Размеры ядра атома. Изложение истории открытия радиоактивности.

Объяснение материала по таблицам.

Конспектирование Проверка наличия конспекта Параграфы 55, 56
2 Радиоактивные превращения атомных ядер Формировать понятие радиоактивных превращений атомных ядер в результате а- и -распада. Комбинированный Таблицы "а-, -, - лучи"; "Опыт Резерфорда" Радиоактивные превращения ядер атомов.

Реакция а-распада. Массовое число, зарядовое число.

Эвристическая беседа.

Формулировка правила смещения.

Ответы на вопросы учителя.

Оформление полученных знаний в виде таблицы.

Решение задач.

Фронтальный опрос.

Тест.

Параграф 57, упр. 43 (1-3)
3 Экспериментальные методы исследования частиц Рассмотреть экспериментальные методы исследования частиц Комбинированный Фотографии треков заряженных частиц. Сцинтилляция, счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, трек. Оказание помощи при самостоятельной работе с учебником.

Объяснение принципов работы с фотографиями треков.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с фотографиями треков под руководством учителя.

Самостоятельная работа по фотографиям треков. Параграф 58
4 Открытие протона и нейтрона Ознакомить с гипотезой Резерфорда о составе атомных ядер; объяснить на примере ядра атома бериллия, к какому противоречию приводит предположение о том, что ядра атомов состоят только из протонов, формировать понятие о нейтроне, как элементарной частице. Комбинированный   Заряд, масса и символ протона.

Масса и символ нейтрона.

Индивидуальное консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы с учебником Самостоятельная работа с учебником. Фронтальный опрос Параграф 59, 60
5 Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Рассмотреть состав атомного ядра; зарядовое число и массовое число; ознакомить с формулой массового числа, формировать умения моделировать атомные ядра; развивать познавательную активность. Урок-соревнование Интерактивная доска; конструктор для создания моделей атомных ядер; карточки с заданиями, таблицы для задач. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Нуклоны.

Массовое число, единица массового числа.

Зарядовое число.

Ведение соревнования, оценка деятельности участников соревнования Индивидуальная работа, работа в группах Листы самоконтроля и взаимоконтроля Параграф 61, упр. 45 (1,3)

 

6 Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Формировать понятия: ядерные силы, энергия связи, дефект масс, умение моделировать атомные ядра, выдвигать гипотезы, сравнивать ядерные силы с гравитационными и электромагнитными, анализировать, делать выводы. Комбинированный Интерактивная доска. Ядерные силы. Энергия связи. Масса покоя. Дефект масс. Эвристическая беседа.

Объяснение нового материала с использованием презентации

Запись формул в тетради, решение задач Выборочная проверка тетрадей Параграфы 64, 65, упр. 48, подготовка сообщений по теме "Ядерный реактор. Атомная энергетика"
7 Деление ядер урана. Цепная реакция. Формировать понятие деления ядер урана, цепной ядерной реакции, раскрыть понятие критической массы и условий протекания цепной ядерной реакции Комбинированный Таблица "Деление ядер урана", "Цепная ядерная реакция" Реакция деления ядер урана. Механизм деления ядер урана.

Цепная реакция деления ядер. Критическая масса, отражающая оболочка, замедлитель нейтронов.

Объяснение нового материала. Индивидуальная помощь при выполнении лабораторной работы Выполнение лабораторной работы № 5 "Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков". Проверка лабораторной работы Параграфы 66, 67, составить задачу на вычисление энергии связи ядра урана и решить ее.
8 Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия ядерного реактора и устройством атомных электростанций, обратить внимание учащихся на экологические проблемы работы атомных электростанций. Рассмотреть перспективы развития атомной энергетики. Урок-дискуссия. Выставка дополнительной литературы, рефератов Ядерный реактор.

Регулирующие стержни. Активная зона. Теплоноситель. Отражатель. Реактор на медленных нейтронах. Замедлитель нейтронов.

Атомная энергетика. Атомная электростанция.

Ведение дискуссии. Корректировка ответов учащихся. Подведение итогов. Рефлексия. Сообщения и доклады учащихся по основным вопросам данной темы.

Участие в дискуссии. Ведение записей в тетрадях.

Оценивание полноты раскрытия темы сообщений и степени участия в дискуссии. Параграфы 68, 69. Подготовить сообщения и доклады по теме "Биологическое действие радиации"
9 Биологическое действие радиации. Рассмотреть влияние радиоактивных излучений на живые организмы; формировать умения сравнивать различные виды излучений, анализировать их действие на живые организмы, делать выводы. Урок-конференция Интерактивная доска. Гербарий растений, уменьшающих пагубное влияние радиации Радиационная опасность. Поглощенная доза излучения. Единицы поглощенной дозы грей (Гр), рентген (Р).

Коэффициент качества. Эквивалентная доза. Единица эквивалентной дозы зиверт (Зв). Коэффициент радиационного риска. Естественный фон радиации.

Ведение конференции. Подведение итогов. Сообщения и доклады учащихся по основным вопросам данной темы.

Участие в конференции. Ведение записей в тетрадях.

Оценивание полноты раскрытия темы сообщений и степени участия в конференции. Параграф 70.
10 Термоядерная реакция. Формировать понятие термоядерной реакции; умение сравнивать ядерные реакции распада и синтеза. Комбинированный Интерактивная доска.

Видеофильм "Термоядерная реакция"

Термоядерная реакция. Управляемая термоядерная реакция. Плазма. Запись вопросов к видеофильму на интерактив-ной доске.

Показ видеофильма

Просмотр видеофильма. Письменные ответы на вопросы в тетрадях Проверка тетрадей Параграф 72.
11 Суд над атомом Формировать умение задавать вопросы, отвечать на них экспромтом, вести диалог, отстаивать научную точку зрения, расширять кругозор учащихся Ролевая игра Таблицы, модели, рисунки, портреты ученых   Распределение ролей, ведение игры, подведение итогов Участие в игре, запись в тетрадях "решения суда"   Подготовиться к контрольной работе, параграфы 55 - 72
12 Контрольная работа по теме "Строение атома и атомного ядра" Проверить усвоение учебного материала по теме "Строение атома и атомного ядра" Контроль знаний. Дидактический материал   Осуществление контроля Выполнение контрольной работы