Превращение энергии при колебательном движении

Разделы: Физика


Цели занятия:

  • Развивающая – развитие логического мышления, коммуникативных навыков.
  • Образовательная – закрепить понятие колебательной системы превращения энергии в колебательных движениях.
  • Воспитательная – воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки через работу в парах.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ИД Smart, Coach6 (компьютерная программа для углубленного изучения физики).

ХОД УРОКА

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время
Орг.момент Подготовка учащихся к работе на занятии Готовность класса к уроку. Фиксация отсутствующих, проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию, организация внимания школьников. 1 мин.
Актуализация и обозначение темы урока Обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений по теме Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Они смотрят опыт. Формулировки различных вопросов, составление задач по вопросам Здравствуйте. Продолжим наши исследования колебательных движений. Сегодняшний урок я хочу начать с показа опыта. Внимательно посмотрите сюжет об энергичной прыгунье и сформулируйте как можно больше физических вопросов к нему. (Приложение 3)
Опыт Cоасh6 (прыжки на батуте). (ИД слайд 3. Приложение 2)
Спасибо. Все вопросы интересны. Запишите в тетради дату и тему урока: Превращение энергии при колебательном движении.
9 мин.
Целеполагание принятие учащимися цели в учебно-познавательной деятельности Заполнение таблицы ЗУМ (знаю, узнал, могу узнать) (ИД слайд 1. Приложение 2) Итак, ребята, подведем итог ваших высказываний: цель нашего урока: «Выяснить, каким образом изменяется энергия в колебательном движении» 3 мин.
Проверка домашней работы Установление правильности, полноты и осознанности выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Быстро решают и записывают ответы в тетради.

Самопроверка

Давайте удостоверимся в прочности наших знаний (ИД слайд 2. Приложение 2) Работа по вариантам. В тетради пишите только ответы.
Проверим правильность ответов: у кого все задания верны ставит на полях +, одна ошибка + , две ошибки – Поднимите руки, кто не справился ни с одним заданием (почему?, что помешало?), не справился с 1 вопросом, справился со всеми?
7 мин.
Самостоятельная работа учащихся Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности. Давайте еще раз посмотрим опыт.
Представим данный опыт в графической модели. Т.е. изобразим схематично на графике зависимость амплитуды прыжков от времени.
(ИД слайд 4. Приложение 2) Поднимите руки те, у кого получился данный график?
Чем отличаются ваши графики от данного? Переверните листочки, лежащие у вас на столах, еще раз убедитесь, что ваши графики совпадают. (Приложение 1)
График в физике очень важен, как и в математике. Поэтому поработаем с графиком, который построен в соответствии с полученными данными. Для этого ответим на ряд вопросов.
Обратите внимание на уровень сложности для каждого блока вопросов. (ИД слайды 5, 6, 7. Приложение 2)
5 мин.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Работа в парах по составленному плану. Консультативная помощь. 10 мин.
Итоги Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Отработка  навыков публичного выступления Проверка решения у доски 4 человека. (1человек на ИД)
Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Подведем итоги нашему мини исследованию. Проверим правильность изображения графиков скорости, ускорения и энергии. (ИД Слайды 8, 9. Приложение 2)
Поясните, график энергии. Почему вид графика совпадает с видом графика движения? Что происходит в точках пересечения графиков?
Опишите процесс превращения энергии на примере математического маятника.
Почему свободные колебания затухают? Как изменится при этом график амплитуды?
При каких условиях колебания могут стать незатухающими?
В каких машинах применяются вынужденные колебания?
7 мин.
Домашняя работа   Запись домашнего задания в дневник: §28 – 30 упр. 25(2), 26(2) Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 28 – 30 упр. 25(2), 26(2).
Материал сегодняшнего урока можно еще раз разобрать в данных параграфах и повторить через упражнения.
1 мин.
Рефлексия Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива последующей работы   (ИД слайд 1. Приложение 2). Какова была цель нашего урока? (Выяснить, каким образом изменяется энергия в колебательном движении). Чего мы с вами достигли?
Как вы можете оценить свой вклад в достижении цели урока: выложился полностью, хорошо, не старался.
Выставим себе оценки: кто набрал 6 баллов и + – вам надо подкопить багаж знаний; 9-12 баллов и + – вы владеете информацией хорошо, оценка 4; больше 12 и + – у вас отличный багаж, оценка 5.
Я благодарю вас за работу. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
2 мин