Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины"

Разделы: Литература


Цели:

  • углубить знания учащихся о личности и творчестве поэта;
  • познакомить с исторической основой поэмы “Русские женщины”;
  • показать его глубокую любовь к женщине, восхищение подвигом жен декабристов, их душевной красотой;
  • совершенствовать навыки обучение выразительного чтения, навыки анализа текста.

Оборудование:

  • портрет Н.А.Некрасова , фотоальбом “Н.А.Некрасов и его эпоха”,
  • выставка в школьной библиотеке “Декабристы” (выпуск 9, 2005)

Ход урока

Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему…
Н. А. Некрасов

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения в прозе И.С.Тургенева

“Русский язык” (прослушивается аудиозапись).

В чем особенность стихотворений в прозе?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя о Н.А. Некрасове.

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной..”. оно поразило всех своей особенной, пронзительной музыкой, своим горьким сочувствием к отверженным. Оно показало – Россия обретает великого поэта.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Подольской губернии

10 декабря 1821 года. Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, пехотный офицер, женился на только что окончившей институт шестнадцатилетней девушке, когда его полк стоял на Украине. Когда Некрасову было три года, отец уйдя в отставку, перевез семью в ярославское имение Грешнево.

Безотрадным было детство поэта. Отец его был человек крутого права и тяжел на руку. Свою семью и крепостных крестьян он держал в постоянном страхе. В его имении “рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов”. Дикий и необузданный самодур, отец поэта безудержно предавался картежной игре, псовой охоте и пьянству.

Крепостные крестьяне боялись даже попадаться ему на глаза, а его собственные дети трепетали перед ним.

Стихотворение “ Но первые шаги не в нашей власти…”, 1874 г.

Невежественный отец не заботился о духовном развитии своих детей, а добросердечная, любившая детей мать была в доме на положении рабыни. Она учила своих детей добру и красоте, знакомила с произведениями великих писателей прошлого, защищала их как могла, от деспота – отца. Поэт писал о матери:

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей…
“Рыцарь на час”, 1860.

Мать делала все возможное, чтобы вдохнуть в своих детей живую душу. Образованная и гуманная женщина, внушавшая детям светлые, благородные чувства: Любовь к людям, к труду, стремление к правде, к добру и справедливости. Поэт навсегда сохранил о матери благодарную память. Образ матери стал для него воплощением и примером прекрасного и благородного. Незадолго до своей смерти Некрасов в поэме “Мать” писал:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Детство прошло его в условиях прекрасной волжской природы. Вместе с тем Некрасов увидел здесь и другую жизнь (показ картины Репина “Бурлаки”.). Еще мальчиком Некрасов видел, как гнали в Сибирь толпы арестантов. Это были представители трудового народа, не мирившиеся с неволей.

После недолгого обучения в Ярославской гимназии (отец перестал вносить деньги) шестнадцатилетний Некрасов уехал в Петербург. Отец отправил его для поступления в дворянский полк, но юношу военная карьера не привлекала. Он попытался поступить в университет. Узнав об этом, отец лишил его материальной помощи. Юноша остался в чужом городе без крова, без копейки денег. Тетрадь стихов, которая была с ним, славу поэту не принесла. Надежды на быструю литературную славу не оправдались. На это потребовались годы.

Умер Некрасов в 1877 году, после тяжелой болезни, на 57 году жизни. Его хоронили как подлинного друга народа.

Я лиру посвятил народу своему
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Такими словами подводил Н.А. Некрасов итог своему жизненному и творческому пути. Это был путь тяжелого труда, непримиримой борьбы, путь, принесший Некрасову любовь народа.

Н.А.Некрасов первым в печати прославил декабристов (“Дедушка”), самоотверженных жен декабристов (“Русские женщины”).

2. Кто такие декабристы?

- Давайте заглянем в историю и мысленно перенесемся в 1825 год.

1. Историческая справка о восстании декабристов.

2. Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина “В Сибирь”

3. Чтение статьи учебника “К поэме “Русские женщины”.

4. Чтение поэмы “Русские женщины” (предварительно проводится словарная работа).

V. Работа над текстом.

1. - Как вы воспринимаете подвиг жен декабристов?

- Какой путь жен декабристов в Сибирь?

- Какова тема и идея произведения?

- Как автор называет “почтенного генерала” и что хочет сказать этим? Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся убедительными? В чем их сила?

- Как словарь героини Некрасова характеризует ее? Как автор относится к ней?

- Чтение диалога княгини и генерала. Подчеркнуть силу духа, мужество, самоотверженность княгини Трубецкой.

- В чем заключается подвиг жен декабристов? В чем его сущность?

- Как вы понимаете слова:

Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!

2. Составление плана поэмы.

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание стр. 132 задание 4.