Герои якутского народного героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Выделять общие черты героев-айыы, героев-абаасы, углубить представление о характеров героев олонхо.
  2. Содействовать развитию нравственного сознания ребенка, его творческого воображения.
  3. Прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование для урока:

  • компьютер (мультимедиа);
  • презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point (Приложение 1);
  • эпиграф урока на плакате;
  • раздаточный материал (опорные схемы).

Форма урока:

  • урок-презентация;
  • лекция учителя;
  • выступление учащегося;
  • работа с учебником и текстом и словарем.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Домашняя работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Слово учителя (краткая беседа): Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев. Мы в этом году изучили один из видов устного народного творчества – Олонхо.

Олонхо – это общее название героического эпоса якутов , состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Якутское олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на прежней родине и тесно общались с древними предками тюркско-монгольских народов Алтая и Саян.

Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие литературы и искусства. Одним из первых глубокий и научный анализ героического эпоса якутов – олонхо дал Платон Алексеевич Ойунский (10 октября 1893 – 31 октября 1937) , один из первых якутских ученых советского времени, филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Много лет жизни он посвятил своду в единый сюжет героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» одного из лучших и наиболее популярных якутских олонхо.

(Слайд 1-2)

Слово учителя: Так, дорогие ребята! Давайте из этого выявим тему и цель урока.

(Слайд 3)

Слово учителя: Если вы помните, Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» – величайший памятник якутского народного творчества, воссозданный на рубеже 19201930-х гг. основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. Олонхо – традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров), из поколения в поколение на протяжении долгого времени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов – скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.В 2005 году по решению ЮНЕСКО олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» было признано «Шедевром устного нематериального наследия человечества». Издание включает текст олонхо в переводе В.В. Державина и посвященные ему статьи якутских ученых и адресовано литературоведам, культурологам, лингвистам, этнографам, а также широкому кругу читателей.

(Слайд 4) Создатели олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

- Кто расскажет о создателе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»?

Выступление учащегося: К.Г. Оросин. Отец К. Оросина Григорий Васильевич, мать Екатерина Оросины постоянно жили зимой в местности Конду, летом в Куорэлээйи на реке Ньимиидэ или в Кулааде.

В семье Григория Оросина родились 4 сына: Константин, Иннокентий, Иван, Нил и дочка Екатерина. Все дети Оросиных обзавелись семьями. По рассказам старожителей, Григорий Оросин был выше среднего роста, плотный, медлительный, веселый, остроумный, основательный, благожелательный человек. Он не был грозным тойоном, но в то же время был твердым, настойчивым человеком. Мать Екатерина была красивой, тихой, скромной, умела вести хозяственные дела.

Все сыновья Григория Оросина – Константин, Иннокентий, Иван, Нил стали влиятельными людьми. Будучи состоятельными людьми, по мере своих сил старались жить нуждами и заботами своего наслега. Оросины часто приглашали знаменитых и известных певцов, олонхосутов и сказителей, и слушали длинными вечерами. Иногда устраивали соревнование олонхосутов и маленький Константин с детства увлекался народными песнями, сказками и олонхо. В их доме была атмосфера творческого духа.

Константин Оросин женился на средней дочери богача Ивана Куукума(Слепцова) из Баяги. У Ивана Куукумы были 4 дочери и 4 сына. К. Оросин взял в жены среднюю дочь Матрену. В 1883г. у них родилась единственная дочь Евдокия. Потом они удочерили дочь Егора Петровича Шестакова Александру. Свою дочь Евдокию отдали на обучение Э.К. Пекарскому, а после 4 года училась у В.М. Ионова в городе. В 1916 году Евдокия вышла замуж за жителя Мэнэ Иннокентия Родионовича Стручкова. Умерла после Великой Отечественной войны, после нее не осталось ребенка.

Олонхо К.Г.Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» записан в 1895 г. по просьбе Э.К. Пекарского и переведен на русский язык Г.У. Эргисом, и был впервые опубликован отдельной книгой Якутским книжным издательством в 1947 г. Именно эта книга попала в руки французского исследователя Жака Карро. Всемирно известное издательство «Галлимар» в 1994 г. выпустило книгу на французском языке под общим названием «Небесные воины земли якутской (страны саха)», где были опубликованы три произведения якутских авторов: «Эллэй Боотур» Г.В. Ксенофонтова, «Улуу Кудангса» П.А. Ойунского и олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный».

Слово учителя: Мы все знаем об основоположнике якутской советской литературы П.А. Ойунском. Кто нам даст маленькую информацию о великом якутском писателе?

Выступление учащегося: Слепцов Платон Алексеевич – Платон Ойунский (10.11.1893 –31.10.39) – основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель, одни из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии.

Родился в Таттинском улусе. В 14 лет поступил в сельскую школу. После окончания ее переехал в г. Якутск, где учился в учительской семинарии.

Воссозданный им народный эпос «Дьулуруйар Нюргун Боотур» («Нюргун Боотур Стремительный») (свыше 36 тысяч стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя благодаря талантливому переводу на русский язык выдающегося русского поэта В. Державина.

Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования науки и культуры в республике. В то же время П. А. Ойунский был сам очень крупным олонхосутом. Здесь необходимо заметить, что все без исключения первые писатели и поэты (как дореволюционного, так и советского времени) были большими знатоками, любителями и ценителями олонхо.

Что касается П.А. Ойунского, то о нем известно, что в юные годы он уже становился профессиональным олонхосутом. Мальчик часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел маленький Платон у мудрого деда и слушал его импровизации. К 8-9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова.

Все это было в обычае у дореволюционных якутов: талантливые дети сначала слушали певцов – олонхосутов, потом сказывали своим сверстникам, затем близким, соседям или родным. А когда подрастали и получали некоторую известность, их приглашали баи. По этому же пути шел и подросток Платон Ойунский.

П.А. Ойунский – один из авторов идеи образования автономной республики -первого в истории Якутии государства, получившего широкую поддержку всего населения Ленского края.

Именем П.Ойунского названы Якутский академический драматический театр, Литературный музей и одна из улиц г. Якутска. В 1966 году учреждена Государственная премия им. П.А. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.

В годы культа личности П.А. Ойунский был необоснованно репрессирован и умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября1955 г.

Олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» было полностью переведено на русский язык В.В. Державиным и Якутское книжное издательство выпустило его в 1975 г. отдельной книгой. Именно это олонхо было переведено на словацкий язык Милосом Крно. Оно было выпущено в 1984 г. издательством «Татран» в г. Братиславе, в Югославии, общим тиражом 2000 экземпляров. Издание было богато проиллюстрировано рисунками югославского художника Мирослава Кипара.

(Слайд 5)

Слово учителя: Книги «Нюргун Боотур Стремительный» изданные в разные годы.

По размерам олонхо П.А. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных (в нем свыше 36 000 тысяч стихотворных строк). В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи. По словам олонхосутов самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей.

(Слайд 6-13) Работа со слайдами 6-13 идет выборочно. Учащиеся по выбору дают полную или краткую характеристику героев олонхо.

- Дорогие ребята, какие миры изобржаютсяа в олонхо? Кто в них живет? Особенности образов олонхо?

Выступление учащегося: Краткое характеристика героев трех миров олонхо.

- Молодцы, а теперь посмотрим кто же живет в мире олонхо. (Слайд 6-7)

(Слайд 8-9)

- Кто это? Кто нам даст полную характеристику о главном герое олонхо Нюргун Боотур?

Выступление учащегося: Рассказ о главном герое олонхо Нюргун Боотур.

- Сравните пожалуйста эти рисунки, какой из рисунков наиболее подходит к данному образу?

(Слайд 10-11)

- Кто это? Какова роль Туйаарымы Куо в развитии сюжета?

Выступление учащегося: Рассказ о Туйаарыме Куо.

- Сравните эти рисунки, какой из рисунков наиболее подходит к данному образу?

(Слайд 12)

Выступление учащегося: Краткая характеристика богатыря абаасы Уот Усутаакы (нечистая сила).

(Слайд 13)

Выступление учащегося: Краткая характеристика красавицы нижнего мира Кыыс Кыскыйдаан Куо.

(Слайд 6-13) Задания по слайдам 6-13:

  • Найдите из текста сравнения, гиперболу в описании богатыря Нюргун Боотур и богатыря абаасы Уот Усутаакы (нечистая сила)?
  • Какой бывает красавица среднего мира и красавица нижнего мира?

(Слайд 14-16)

Работа по группам (класс делится на 4 группы).

Задание.

Найдите из текста описание данных персонажей. Что вы узнали? Какова роль этиз персонажей в развитии сюжета? (Краткое сообщение групп о выбронном персонаже.)

Словарная работа.

Используя словарь Э.К. Пекарского сделать лексическую анализ имен героев олонхо Дьулуруйар Нюргун Боотур (Нюргун Боотур Стремительный) и Тимир Джигистэй (каждой группе дается карточки с именами героев выше названных).

- Подведем итог ко всему сказанному. Что же объединяет этих героев?

(Слайд 17-18)

- Используя компьютерную анимацию составить родословную Нюргун Боотура и Уот Усутаакы.

3. Заключение.

4. Домашнее задание.

Иллюстрация к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

Использованная литература.

  • Р.Е.Герасимова, М.А.Попова, Ф.В.Ядрихинская. Педагогика олонхо: Вчера. Сегодя. Завтра. – Якутск: ИПКРО им. Донского-II, -2008. -172с.