Праздник жи-ши. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Продолжить формирование навыков правописания сочетаний жи-ши, цы-ци.
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать наблюдательность, аккуратность.

Оборудование: Карточки для слабых учеников, сигнальные карточки, картинки: стрижи, ужи, ежи, чижи, мыши, жираф, ребус-ужин, кроссворд, лабиринт - жи-ши, высказывание Р.Декарта.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

На доске ребёнок написал задание, затем все проверяют.

3. Сообщение темы и цели урока.

Уч. Что нам необходимо для успешной работы?

Д. Хорошее настроение.

Уч. Что может быть визитной карточкой хорошего настроения?

Д. Улыбка.

Уч. Улыбнитесь друг другу и приступим к работе.

На доске высказывание: Р.Декарта “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять” Как вы думаете, какое имеет отношение к нашему уроку? (Верно. Полученные ранее знания мы должны правильно применять)

Пока работаем устно - 4 ученика по карточкам. (Индивид.по выбору учителя)

На доске слова в ед.ч. нужно назвать во мн.ч.

Шалаш -……

Крыша -……

Лужа -…….

Карандаш -…..

Этаж -….

Нож -…..

Чиж -…..

Малыш -….

- Какой последний звук вы услышали?

- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи, ши?

Знаем твёрдо: жи и ши.

Пишем только с буквой и.

На доске записаны слова с сочетаниями цы-ци. Вставить пропущенные буквы. (Сигнальными карточками проверяем)

Птенц…,принц…,пальц…,ц…фры,ц…плёнок,ц…ган,ц…ц,ц…нк,ц…рк,огур-ц…, ц…почки.

- Когда и или ы?

- Вот этим сегодня на уроке и займёмся.

Продолжим формировать навыки правописания сочетаний жи-ши,цы-ци.

4. Правило.

Сегодня праздник сочетаний жи-ши.

Давайте напишем имена виновниц праздника и слова.

Сначала подготовим наши пальчики к письму.

Зарядка для пальчиков.

Чистописание.

Жи Ши

Жираф

Жираф распорядитель праздника.

Составьте предложение с этим словом.

На праздник собрались чижи, стрижи, мыши, ежи, ужи.

Найдите в классе их и запишите, кто был на празднике?

- Подчеркните сочетания жи-ши. Какое правило написания этих сочетаний вы знаете?

Правило. (Ученик рассказывает)

Звуки ж, ш всегда твёрдые, но в сочетаниях жи, ши не пишется буква ы! (Жил, шил, ошибка) ( Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки ж и ш в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило: в сочетаниях жи-ши только и всегда пиши!)

5. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши.

- Распорядитель праздника жираф предложил каждому придумать интересное задание на правило жи-ши.

Угадайте, кто выступал первым? Доскажите словечко.

Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут….(мыши).

- Мыши думали-думали и решили вас проверить. Как вы знаете словарные слова?

- Исправьте ошибки:

Малоко, сопаги, класс, оващи, адежда, завот,дижурный,горох,сахор, плоток.

- Запишите, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Работа с фразеологизмами.

Игра “Фотоглаз”

Прочитайте, найдите словарное слово, запишите и объясните фразеологизм.

1. Яблоку негде упасть.

2. Воробью по колено.

3. Заячья душа.

4. Язык заплетается.

5. Прокатить с ветерком.

- Стихотворение прочитали мыши и просят найти слова с сочетаниями жи-ши.

Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут:
Туши в озере плывут,
Бор сосновый, как живой
Дремлет книзу головой!

- Сколько слогов? Почему?

Мыши решили отдохнуть.

Физминутка. (Мыши)

- Потом стрижи и чижи выступали. Они принесли круг-лабиринт и просят из слогов составить и выписать только те слова, которые оканчиваются на жи.

Моржи, стрижи, чижи, ужи, ежи.

Ребус (ужин).

6. А ужи предлагают открыть учебник стр.122 упр.158.

Списать, прочитать быстро.

Физминутка для глаз.

- И, наконец, ежи. Они придумали кроссворд.

1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут.

2. Животное с длинной шеей.

3. К розе не подпускает, от всех её защищает.

4. Где упрётся хвостом, станет дырка потом.

5. Ходят с края на край, режут чёрный каравай.

6. Белые горошки на зелёных ножках.

- Если вы все заполните правильно, то в выделенных клеточках по вертикали прочтёте отгадку на загадку К.И.Чуковского.

“Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек по улице везут” (машины).

7. Самостоятельная работа: стр.124,упр.161 (ученик у доски). Проверка

8. Домашнее задание: стр.122, упр.159, правило.

9. Оценки.

10. Итог урока.

- Праздник закончился.

- Чему учились на уроке?

- Ребята, чьё задание понравилось больше всего?

- Как пишутся слова с сочетаниями жи-ши?

- Когда пишем цы? А когда ци?

- Назовите слова исключения?

- В подарок за хорошую работу. Я дарю вам загадку с волшебным словом.

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Спасибо)