Проект программы «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся нового приема и на этапе перехода с одной ступени обучения на другую»

Разделы: Администрирование школы


Проблема – В течение 11 лет обучения многие школьники меняют образовательный маршрут (переходят в другую школу или в другой класс). При переходе на новый этап обучения наблюдается снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей.

Процесс адаптации к новым требованиям и к новым условиям обучения не всегда проходит гладко. Наблюдается снижение показателей обученности. Обнаруживаются признаки дезадаптации у многих школьников. Происходит потеря здоровья в адаптационный период.

Актуальность – Данный вопрос актуален. Это  подтверждается результатами психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей негативные стороны адаптации.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье школьников ухудшается из года в год. Одна из причин — школьные проблемы.

По результатам психолого-педагогической диагностики общая успеваемость учащихся снижается из года в год. Основная причина — снижение интереса к учебе, отсутствие мотивации, учебные затруднения.

Объектная область исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования - учащиеся из состава нового приёма в школу, учащиеся 1-х, 5-х и 10-х классов.

Гипотеза –Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера поможет реализация программы “Психолого-педагогическое сопровождение учащихся нового приёма и на этапе перехода из одной ступени обучения на другую”.Эта программа предусматривает четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы.

Цель исследования: Выработать единую психолого-педагогическую позицию, систему общих мер по оптимизации учебно-воспитательного процесса при адаптации учащихся.

Задачи исследования

  • Создание условий для самовыражения ученика, предупреждения “риска”, трудностей адаптационного периода.
  • Достижение ключевых образовательных компетентностей на основе преемственности содержания образования.
  • Обеспечение на всех ступенях достижения нового качества образования в соответствии с новыми стандартами, социальным заказом родителей, общества.
  • Отработка научно-методического обеспечения практической деятельности всех участников образовательного процесса (родителей, учащихся, учителей) по преемственности преподавания и адаптации учащихся на каждой образовательной ступени.

Методы исследования:

  • изучение и анализ специальной литературы;
  • педагогическое наблюдение;
  • психологические измерения:
  • анализ мониторинга успеваемости.

Выписка из программы:

Работа с прибывшими учащимися.

В период адаптации учащихся нового приёма актуален христианский подход: “Спаси и сохрани”. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни.

Работа с учащимися классов переходных ступеней обучения.

В период перехода учащихся из одной ступени обучения в другую (из детского сада в 1-й класс, из 4-го в 5-й класс, из 9-го в 10-й класс) акцент делается на процесс передачи “эстафетной палочки”, в основе которой лежит преемственность. Преемственность является инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.

Переход учащихся из одной ступени школы в другую предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный. Каждый этап – это система учебно-педагогических действий, которые помогают обеспечивать единство образования и воспитания с учетом возрастных особенностей ребенка и его возможностей.

Перечень действий, позволяющих избежать трудностей у школьников в сложный период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам :

1. Обработка классными руководителями банка данных о ребенке и учебных достижений, составление индивидуальных планов продвижения ребенка в учебном пространстве.

2. Совместная работа методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников.

3. Педсоветы и заседания методического объединения классных руководителей включают вопросы адаптации в обучении и воспитании.

4. Администрация школы подбирает учителей-предметников, классных руководителей с учетом особенностей класса, рекомендаций психолога.

5. Психологическая диагностика, индивидуальные консультации, психологические тренинги.

6. Родительские собрания, где родителей знакомят с будущими педагогами, учебным планом, организацией учебно-воспитательного процесса, требованиями и рекомендациями педагогов для следующего года обучения.

7. Совместные мероприятия учащихся 4-х и 5-х классов, 9-х и 10-х классов.

8. Уроки и внеклассные дела направлены на сохранение у учащихся мотивации к учению, на воспитание стремлений к познанию, умению трудиться, быть инициативным, ответственным.

9. Мониторинг успеваемости, воспитанности и активности.

10. Работа Научного общества учащихся с целью развития личности.

11. Учёт детей со сниженной способностью к обучению и группы риска, знакомство с картой их здоровья и физического развития, материально-бытовыми условиями.

12. Обмен опытом педагогов, их взаимодействие и взаимосодействие.