Урок обобщающего повторения по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Задачи:

  • Образовательные: коррекция знаний учащихся по теме «Первоначальные химические понятия», организация разноуровневой познавательной деятельности, увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развивающие: развитие способности к самостоятельному целеполаганию, умения адекватно оценивать собственные достижения, осуществления самодвижения относительно предшествующих результатов.
  • Воспитательные: воспитание коммуникативности, привитие культуры общения, обеспечение комфортности в учебно-познавательной деятельности путём создания ситуации успеха.

Тип урока:вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению.

Оборудование и материалы:

  • компьютер с установленной программой Microsoft Power Point;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • документ-камера;
  • оборудование и химические реактивы для проведения лабораторного опыта: чашка Петри, соляная кислота, метилоранжевый, кусочек мела, нитрат серебра;
  • комплект визитных карточек.

Оформление кабинета: плакаты, буклеты «Химия на защите Родины».

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,  посвящается наш урок.

Тема урока: «Урок обобщающего повторения по теме «Первоначальные химические понятия».

Цель урока: закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению.

Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.

Мотивация: мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение!

Выберем Подводящего итоги. В конце урока он проанализирует нашу работу.

Я приглашаю вас в музей «Химия на защите Родины» (Приложение 1)

  Экспозиция 1. Неорганические вещества в военном деле.

Не расскажешь, не опишешь,
Что за жизнь, когда в бою
За чужим огнем расслышишь
Артиллерию свою.

Воздух круто завивая,
С недалекой огневой
Ахнет, ухнет полковая,
Запоет над головой.

Война у любого человека ассоциируется со снарядами, бомбами, минами, гранатами. В основе их производства и защиты от них лежат многие вещества.  Вот некоторые: CI2, CaOCI2, H2SO4, HNO3, P, NH4NO3, H3PO4, С, СО, LiH, CO2, Mg.

Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение сравнивать, классифицировать. Задание 1. Прочитайте данные формулы. Определите признак классификации и разделите указанные вещества на группы.
Задание 2. В чём разница между простыми и сложными веществами?
Задание 3. Выделите и назовите простые вещества.
Диагностирование учебно-организационных умений: умение осуществлять самоконтроль, самооценку. Задание 4. Определите валентность элементов в  СО, LiH, CO2
Задание 5. Работа с основными понятиями темы. Конкурс «Пир интеллекта». Кто больше назовёт понятий по ключевому слову:

      Х        Л         О        Р

Задание 6. Составьте предложение или текс, используя указанные понятия.

Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение проводить аналогии.

 

 

Диагностирование учебно-организационных умений: умение составлять план, работать по алгоритму.

Экспозиция 2. Медицина тоже воевала.

Известный полководец маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян писал: «То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
Многие считают, что война была выиграна в значительной степени солдатами и офицерами, возвращёнными в строй медицинской службой.

Задание 7. CaSО4 • 2Н2О – алебастр – в годы войны и до сих пор применяют для изготовления повязок  и шин при переломах. Вычислите относительную молекулярную и молярную массу этого вещества.

Задание 8.  Определите молекулярную формулу так называемой бариевой каши, используемой медиками (её дают пациентам перед рентгеновским исследованием желудка), если массовые доли элементов в ней составляют: бария – 58,80%, серы – 13,73%, кислорода –27,47%. (Ответ: BaSО4.)

Диагностирование учебно-информационных умений: умение пользоваться информационными технологиями.
Диагностирование учебно- коммуникативных умений: умение владеть устной речью, сотрудничать.
Экспозиция 3. «Мы видим войну их глазами».

У Великой Отечественной есть свои символы – голос Левитана, стихи Симонова, кинохроника Кармена, фотографии Евгения Халдея.
Фронтовой фотокорреспондент  Евгений Халдей снимал войну от первого до последнего дня. Самые известные из его снимков – «Знамя Победы над Рейхстагом», «Парад Победы».
Предлагаю Вам самим побыть в образе фотокорреспондента и кинооператора.

Задание 9.  Парный лабораторный опыт.

Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности, проведите опыты.

1. В чашку Петри капельным методом внести 3 порции соляной кислоты HCI.
2. К первой порции добавить метилоранжевый. Что наблюдаете?
3. Ко второй порции добавить нитрат серебра AgNO3. Что наблюдаете?
4. В третью порцию внести кусочек мела. Что наблюдаете?

Как бы вы назвали данную работу? Обоснуйте ваш выбор.

Оформите ход работы в виде фотографий или видеозаписи, используя документ-камеру. Сделайте вывод: «Как можно назвать данную работу?» Обоснуйте ваш выбор.

Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение синтезировать. Экспозиция 4. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».

Вот так, исполнены любви,
из-за кольца, из тьмы разлуки
друзья твердили им: «Живи!»,
друзья протягивали руки.

Осенью 1941 г., овладев ближайшими аэродромами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методичному уничтожению города систематическими бомбежками. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сровнять с землей такой большой город. Пожары – вот на что они рассчитывали. Ленинградцы включились в активную борьбу с пожарами. В чердачных помещениях промышленных предприятий, музеев, жилых домов были установлены ящики с песком. Люди дежурили на чердаках днем и ночью. Но несмотря на это, не все пожары смогли предотвратить. Так, 8 сентября 1941 г. бомбежки вызвали 178 пожаров.  Возник огненный смерч, который бушевал более пяти часов. Известно, что лучшие вещества, понижающие горючесть, – это фосфаты. За один месяц огнезащитным составом было покрыто около 90 % чердачных перекрытий. Кроме жилых домов и промышленных зданий с особой тщательностью были обработаны чердаки и перекрытия исторических памятников и культурных сокровищ: Эрмитажа, Русского музея, Пушкинского дома, Публичной библиотеки. На Ленинград упали тысячи фугасных и десятки тысяч зажигательных бомб, но город выстоял, город победил. 

Задание 10.  Напишите формулы вещества, лежащего в основе получения фосфатов, а также формулу одного из фосфатов, если известно, что в их составе:

а) три атома водорода, один атом фосфора, четыре атома кислорода;
б) три атома кальция, два атома фосфора, восемь атомов кислорода.

Преобразуем последнюю формулу в более привычную для химии. Запишите её под диктовку: кальций-три-пэ-о-четыре-дважды.

Высшая оценка подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны – это память потомков, память о людях, живых и тех, чьи жизни были принесены на алтарь Отечества, память о делах, которые они совершили.

Диагностирование учебно-информационных умений: умение пользоваться компьютером и Интернетом. Домашняя работа:
  1. Домашняя контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия» – задачник, стр. 20.
  2. Работа по Web-квесту «Использование неорганических веществ в медицине» (дополнительно, по желанию).
Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение обобщать. Подведём итог урока. Сегодня Подводящий итог ___________
  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • Где в повседневной жизни вы используете или могли использовать полученные при изучении темы знания?
  • Кого бы вы хотели отметить за самую активную работу на уроке?