Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями"

Разделы: Литература


Цели:

  • систематизация известных учащимся сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
  • знакомство с пунктуационным правилом об обособлении деепричастных оборотов, представляющих собой фразеологические обороты;
  • отработка умений: находить деепричастный оборот, определять его границы;
  • правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциям;
  • повторение правила о правописании не с деепричастиями;
  • расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование урока:школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 368 с.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 704 с.; отпечатанные карточки с заданиями классу.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Цели и задачи урока

2. Проверка домашнего задания: составить 10 предложений на  известные учащимся правила об  обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (по 2 на каждый пример из таблицы в тетради по теории):

Обособляются: а) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении; б) деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения).

Не обособляются: а) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия; б) одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям; в) деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а.

Прокомментировать каждый из примеров с помощью схемы.
Поменяйтесь с соседом тетрадью, прочитайте его предложения. Нет ли ошибок? Если есть, помогите ему объяснить их. Понравившееся вам предложение прочитайте классу.

Если в домашней работе будут допущены ошибки при составлении предложений и позволит время на уроке:

Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженным глаголом) и добавочном (выраженным деепричастием) действиях.
Нарушение этого правила может привести к ошибкам.

Задание: исправьте ошибки, заменив деепричастные обороты придаточным предложением, где это возможно.

Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всегда всем весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.

3. Словарный диктант

(Записать в столбик)

Не оплатив счетов, не мудрствуя лукаво, несолоно хлебавши, ничуть не жалея о потраченном времени, не отыскав в бумагах, не стихая ни на минуту, не щадя живота своего, не говоря худого слова, невзирая на лица.

Задание: объясните правописание не со словами, определив их части речи; найдите в диктанте синтаксически неделимые, устойчивые словосочетания (как они называются?), подберите к ним синонимы, объяснив их значение.

Не мудрствуя лукаво – делать какое-либо дело просто, без лишних рассуждений, без лишних затей. (Выражение из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»).

Несолоно хлебавши прост., шутл. – не достигнув цели, не получив удовлетворения. (Искон. Вероятно, связано с бережным отношением к соли на Руси. Угощая, солили пищу тем гостям, которых уважали или старались задобрить. Тем людям, которыми пренебрегали, подавали пресную пищу.)

Не щадя живота своего – не жалея своей жизни.

Не говоря худого слова – разг. – ничего не говоря, не возражая. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Невзирая на лица – не считаясь с общественным или служебным положением кого-либо (критиковать и т.п.)

4. Объяснение нового материала

– Сегодня мы продолжим с вами составление таблицы в тетради по теории об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. В колонке о необособлении записываем:  (не обособляются) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы: Они слушали рассказ путешественника затаив дыхание.

Алгоритм: Итак, ребята, чтобы доказать, что словосочетание является фразеологическим оборотом, заменим его синонимом. Затем найдем слово, которое сохранило в нем форму деепричастия. Оно не обозначает здесь какого-либо добавочного действия, поэтому выделять его запятыми мы не будем.
А теперь давайте вспомним о синтаксической функции фразеологических оборотов. Каким членом предложения будут являться слова, входящие в его состав: разными или одним и тем же? Каким членом предложения является в данном предложении обстоятельство, выраженное фразеологизмом?

5. Закрепление нового материала

Задание 1: Расставьте знаки препинания в предложениях, докажите правильность своего ответа. Подчеркните обстоятельство, выраженное фразеологизмом или деепричастным оборотом, и определите его вид.

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С. Грибоедов)
Бойцы ринулись в атаку, сломив яростное сопротивление противника.

Задание 2: А теперь сами придумайте предложения с одним из фразеологических оборотов из словарного диктанта.

Домашнее задание: Подобное задание вас ожидает дома. Упр. 296. Прочитайте задание к упражнению. Не возникли ли у вас вопросы?

Обратить внимание на ошибку! Во фразеологизме несолоно хлебавши допущена орфографическая ошибка: несолоно пишется слитно, так как это наречие, можно подобрать синоним – пресно. (Образовано от прилагательного несоленый – пресный). (Дети должны попытаться объяснить ошибку самостоятельно).
См.: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 704 с. (с. 333); Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 368 с. (с. 146)

Задание 3: У вас на столах лежат карточки с фразеологизмами, в состав которых входит слово, сохранившее форму деепричастия. Прочитайте их и назовите тот, значение которого для вас неясно. Вместе мы объясним его смысловое значение, подобрав синоним. А затем составьте 4-5 предложений из этого ряда, чтобы получился связный текст, и решите пунктуационные задачи.  Попробуйте, где это возможно, составить предложение, в котором бы обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, было бы похоже на данный фразеологизм. Объясните условия его обособления.

Карточка для учеников:

Высунув (высуня) язык
Ничтоже сумняшеся (сумняся)
Положа (положив) руку нa сердце
Скрепя сердце
Сидеть сложа руки
Не переводя духа (дыхания)
Уставясь в потолок
Затаив дыхание
Раскрыв рот
Не помня себя
Не смыкая глаз

Карточка для учителя:

Высунув (высуня) язык – (бегать, трудиться) – до изнеможения. (Собств. русск.От поведения собак, которые при жаре или длительном утомительном беге высовывают язык для регулирования температуры тела.) Примеры: Высунув язык, первоклассник старательно выводил буквы. – Мы перекапывали накануне грядки высунув язык.

Ничтоже сумняшеся (сумняся )устар., книжн. Нисколько не сомневаясь

Положа (положив) руку нa сердцеразг. Совершенно откровенно, искренне. Примеры: Признайся в содеянном положа руку нa сердце. – Положив руку на сердце, мать горестно вздыхала.

Скрепя сердце – разг. С большой неохотой.

Сидеть сложа руки – ничего не делая.

Не переводя духа (дыхания) – не отдыхая.

Уставясь в потолок – разг. Не сводя глаз, неподвижно.

Затаив дыхание – задержав дыхание (напряженно вслушиваясь, притаившись, испугавшись и т.д.)

Раскрыв рот – удивившись, с большим вниманием.

Не помня себя – быть в сильном волнении, возбуждении от какого-либо переживания.

Не смыкая глаз – книжн. Бодрствуя.

6. Выводы. Итоги урока

– С каким новым правилом мы познакомились с вами на уроке?
– Что нового вы узнали на уроке, кроме пунктуационного правила?
– Что показалось вам интересным?

7. Выставление оценок за работу на уроке

Задание: в состав данных фразеологизмов входит слово, сохранившее форму деепричастия. Прочитайте их и назовите тот, значение которого для вас неясно. Вместе мы объясним его смысловое значение, подобрав синоним.
Затем составьте 4-5 предложений из этого ряда, чтобы получился связный текст, и решите пунктуационные задачи.  Попробуйте, где это возможно, составить предложение, в котором бы обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, было бы похоже на данный фразеологизм. Объясните условия его обособления.

Высунув (высуня) язык
Ничтоже сумняшеся (сумняся)
Положа (положив) руку нa сердце
Скрепя сердце
Сидеть сложа руки
Не переводя духа (дыхания)
Уставясь в потолок
Затаив дыхание
Раскрыв рот
Не помня себя
Не смыкая глаз

Высунув (высуня) язык – (бегать, трудиться) – до изнеможения. (Собств. русск. От поведения собак, которые при жаре или длительном утомительном беге высовывают язык для регулирования температуры тела.) Примеры: Высунув язык, первоклассник старательно выводил буквы. – Мы перекапывали накануне грядки высунув язык.
Ничтоже сумняшеся (сумняся )устар., книжн. Нисколько не сомневаясь
Положа (положив) руку нa сердцеразг. Совершенно откровенно, искренне. Примеры: Признайся в содеянном положа руку нa сердце. – Положив руку на сердце, мать горестно вздыхала.
Скрепя сердце – разг. С большой неохотой.
Сидеть сложа руки – ничего не делая.
Не переводя духа (дыхания) – не отдыхая.
Уставясь в потолок – разг. Не сводя глаз, неподвижно.
Затаив дыхание – задержав дыхание (напряженно вслушиваясь, притаившись, испугавшись и т.д.)
Раскрыв рот – удивившись, с большим вниманием.
Не помня себя – быть в сильном волнении, возбуждении от какого-либо переживания.
Не смыкая глаз – книжн. Бодрствуя.