Игра как средство воспитание первоклассников

Разделы: Начальная школа


Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Под ведущим видом деятельности понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для данного конкретного возраста.

Для детей шести-семи лет такой деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Сущность игры как ведущего вида деятельности первоклассников заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои представления об окружающей действительности. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «… без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Первоклассники, придя в школу и осваивая новую для себя роль ученика, испытывают большую потребность в игре. На вопрос «Какое твоё любимое занятие?» половина первоклассников называет игру. Но с приходом ребёнка в школу, содержание и направленность игры меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, т. е. управлять собой, развивает способности, которые важны для успешного обучения.

Игра – эффективное средство воспитания младших школьников. Она стимулирует возникновение у ребёнка желания стать лучше, формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что – нет. Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением положительных качеств.

Очень важно правильно организовать и провести игру. Однако, хорошо подобрав игру, не всегда можно добиться положительного воспитательного эффекта. Многое зависит от того, как поставлен процесс обучения игре.

Процесс обучения игре должен иметь воспитывающий характер. Первым делом учитель должен довести до сознания детей содержание игры, её задачи и правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать её. Очень важно позаботиться, чтобы в игре максимально проявлялась самостоятельность, активность и инициатива играющих. Но для того, чтобы первоклассники играли активно и сознательно, необходимо создать у них правильное представление об игре. Учитель должен чётко и образно объяснить игру, чтобы в сознание детей возникли нужные образы и роли. Игры должны соответствовать уровню развития и силам играющих. Каждая игра должна быть трудной в такой степени, чтобы ребёнок, приложив достаточно усилий, мог преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Доступность игры имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Непосильные игры снижают интерес детей к ней и подрывают их силы.

Выбирая игру, необходимо учитывать: возрастные особенности детей, количество участников, форму и место проведения игры.

По окончании игры учитель должен подвести итоги. Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры. При этом важно оценивать не только быстроту, но и качество выполнения того или иного задания. Анализ и оценка должны касаться таких проявлений личности, как выдержка, настойчивость в достижении цели, справедливость, взаимная выручка. Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности школьников, учитель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей, красоты движений и поступков. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает встречную активность ребёнка в самовоспитании. Самовоспитание – это сложная, целенаправленная систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня внутренней активности, необходимо уже начиная с первого класса формировать у детей навыки саморегуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В. А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Подражание в игре связано с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметный штрих на формирующийся характер. Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить всё хорошее помогают ребёнку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила эти таковы:

  • Играй честно.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
  • Будь стойким, не унывай при неудачах.
  • Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  • Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
  • Научи других тому, что умеешь сам.
  • Учись у других.

Эти правила дают возможность каждому ребёнку сравнить своё поведение с поведением товарищей и с существующей нормой. В процессе обучения и воспитания первоклассников можно использовать самые разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные.

Сюжетно-ролевые игры занимают значительное место в жизни младших школьников. В них дети отражают всё то, что видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. При этом происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Из сюжетно-ролевых игр младшим школьникам больше всего нравятся игры на производственные темы. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт и т. д.). При подготовке к таким играм учитель сообщает детям сведения о деятельности людей той или иной профессии, их производственных отношениях. Выполняя в играх роли взрослых, первоклассники стараются быть внимательными, добрыми, заботливыми. Совместная сюжетно-ролевая игра невозможна без согласования действий её участников, и здесь дети учатся договариваться, обсуждать, вносить предложения, прислушиваться к советам.

Пользуются успехом у первоклассников и игры-драматизации. В таких играх дети учатся действовать по плану, используя сюжеты сказок. В эти игры разрешается вносить и своё творчество.

Значительная роль в обучении, развитии и воспитании первоклассников отводится дидактической игре. Дидактическая игра помогает сделать плавным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Особенно большое значение она приобретает в адаптационный период первоклассников, помогая освоить им роль ученика, установить взаимоотношения со сверстниками и учителем.

При проведении дидактической игры учитель, прежде всего, должен осознать и сформулировать цель игры, а также ответить на вопросы: какие умения и навыки освоят дети в процессе игры, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Особой популярностью у младших школьников пользуется такой вид дидактических игр, как игры-путешествия. Первоклассники с большим удовольствием отправляются путешествовать в мир любимых занятий, в город Мастеров, в Книжкину страну, в космическое путешествие и т. д. Неотъемлемую часть жизни младших школьников составляют подвижные игры. Подвижные игры являются общедоступным средством как физического, так и нравственного воспитания. Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника, способствуют и умственному развитию ребёнка. В коллективных подвижных играх у младших школьников развиваются организационные навыки и настойчивость в достижении цели, ответственность перед товарищами за свои действия. Подвижные игры можно использовать на уроках физической культуры, на переменах, в группах продлённого дня.

Таким образом, значение игры в обучении, развитии и воспитании первоклассников огромно. Без игры невозможно увлечь ребёнка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами школьной жизни.