Статья "Дистанционное обучение школьников"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Очевидна актуальность дистанционного обучения. Американский педагог Кэрол Твиг объясняет растущую популярность этой формы образования тем, что в США только 43% студентов вузов моложе 25 лет, лишь четверть - молодежь 18-22 лет. Остальные - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них не всегда удобны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение оказывается к тому же экономически выгодным, если учесть транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. всем звеньям непрерывного образования.[6]

Мы считаем, дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.
Мы проживаем на Крайнем Севере, в городе Норильске. Зимой часто бывают очень низкие температуры, когда для учащихся объявляют актированные дни. В это время учащиеся школ могут не посещать занятия в школах. Так в 2008-2009 учебном году было 65дней, когда учащиеся  начальной школы не обучались. Поэтому для нас так актуально дистанционное обучение школьников.
Одной из проблем является также удаленность города от учебных заведений. Высокие транспортные расходы не позволяют одаренным и способным учащимся принимать участие в очных олимпиадах.

1.1 Понятие дистанционного образования.

Обратимся к понятийному аппарату нашей темы. Предлагаем несколько определений понятия дистанционное образование.

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.[6]

Дистанционное обучение - совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.[3]

Дистанционное обучение  -  это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).[5]

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:

  1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  1. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  2. сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет. [6]

Самый распространенный  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Анализ  отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:

  1. «Гибкость». Обучающиеся,   занимаются  в  удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
  2. «Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  3. «Параллельность». Обучение может проводиться при  совмещении основной профессиональной деятельности с учебой,  т.е. "без отрыва от производства".
  4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при  условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый   работают по удобному для каждого расписанию.
  6. «Охват».  Эту особенность иногда называют также  «массовостью». Количество  обучающихся не является критичным параметром. 
  7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается  экономическая эффективность дистанционного образования. 
  8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях   преподавателя. 
  9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных. 
  10. «НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды  информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются  компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
  11. «Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая  равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
  12. «Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную  возможность экспорта и  импорта образовательных услуг.
     Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но,  одновременно предъявляя определенные  специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.[2]

1.2. Принципы  и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного ообучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Принцип интерактивности.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний.
Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.
Принцип является  ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанциоонного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща  «детская болезнь» увлечения  средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими  свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать  российский опыт сетевого обучения.  Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования,   выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%,  компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%,  другие средства- 5:20%.[4]

Представим некоторые формы дистанционного обучения. А.В. Хуторский рассматривает пять типов дистанционного обучения, подразумевающих наличие разных вариантов удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности с помощью средств компьютерных телекоммуникаций.

  1. «Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях…. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети.[10]
    В нашей школе в МБОУ «СОШ №16» в локальной сети педагоги для учащихся размещают дополнительные материалы, темы семинарских занятий, упражнения задачи для домашнего решения. Учащиеся также имеют возможность пройти тестирования по предметам во внеурочное время.
  2. Дистанционное обучение охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах… Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительно к очному…[10]

Уже второй в Норильске проводится городской межшкольный дистанционный предметный марафон, который проводит Управление образования.  Дистанционный марафон – мероприятие, основанное на организации деятельности с использованием Интернет – технологий, предполагающей выполнение за обозначенный период времени определенного набора специальных интеллектуальных заданий.

В марафоне принимают участие учащиеся 10-11 классов. В каждой школе формируется команда ребят. За день до проведения марафона необходимо зарегистрироваться посредством электронной почты на указанный адрес. В регламентируемое время команда на электронную почту получает задание.  В течение 1часа 30 минут учащиеся под руководством своих педагогов выполняют задания, используя различные источники.  После окончания времени ответы также дистанционно (через электронную почту) передается жюри. Через две недели на сайте «Норильский профиль» освещаются результаты дистанционного марафона.  Каждая команда может узнать количество набранных баллов, а также правильные ответы.
Дистанционные марафоны проводятся по направлениям: естественно - научное, гуманитарное, физико-математическое. По итогам дистанционного марафона победители и наиболее активные участники награждаются памятными призами и грамотами Управления.
Как показывает практика такая форма является очень удачной. Ребята с увлечением ищут ответы на поставленные задачи, активно используют Интернет, учатся работать в команде, формируются навыки самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности. 
Вторым проектом по дистанционному обучению в этом этапе  является реализуемый в нашей школе  проект «Актировка». Ситуация в регионе такова, что учащиеся часто из-за погодных условий не посещают школу. Поэтому на сайтах школ педагоги размещают домашние задания для каждого класса, показывают способы решения, дают разъяснения по трудным темам. По электронной почте осуществляется обратная связь. Нам хотелось бы, чтобы учитель и ученик имели возможность общаться в режиме реального времени. Когда в определенное время, он мог бы задать вопросы учителю по теме. Однако на данном этапе это сложно реализуемо из-за ряда причин:

  1. Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ веб-камерами, не у всех детей дома также есть такая камера.  Нет безлимитного Интернета на территории, услуги достаточно дороги. Просмотр видеоконференций с учителем будет иметь большие затраты.
  2. Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его.
  3. Учащиеся младших классов не владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмета информатика в начальной школе нет.

Следующий этап дистанционного обучения.

3.       Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации…
Данная форма дистанционного обучения используется у нас на территории. В городе Норильске МБОУ «СОШ №41» является «Научно-методическим ресурсным центром по информатизации образования».  На сайте школы предлагается дистанционный элективный курс по биологии в рамках предпрофильной подготовки.
4.       Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки… И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционной школе, колледже или центре, имеющих большие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальной подготовки…. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое….[10]

Данную форму обучения можно получить только в крупных вузах и учебных центрах.

2. Заключение

Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. В нашем городе педагоги активно используют возможности дистанционного обучения, Интернета.
Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.[8]

Список литературы

  1. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3
  2. Дистанционное образование.  Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm
  3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы //  Высш. образ. в России, № 3, 1994г
  4. Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе  Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\\ ДО. -№1,-1998
  5. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
  6. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
  7. Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
  8. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
  9. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2.  С. 69
  10. Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000