Исследования психологических особенностей адаптации педагогов-психологов в школе

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовая среда активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство разных видов адаптации профессиональной, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.

Выделяются два направления профессиональной адаптации:

  1. Первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
  2. Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект дея­тельности или свою профессиональную роль).

Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации.

В данной исследовательской работе стоит конкретная цель рассмотреть процесс адаптации педагогов-психологов в новом для них трудовом коллективе, в первоначальный период профессиональной деятельности и выявить психологические особенности и трудности данного процесса. Основная наша задача - подобрать и апробировать методики для выявления особенностей процесса адаптации педагогов-психологов в школе. Для решения данной задачи мы выбрали объект - новых сотрудников - педагогов-психологов школы - на первоначальном этапе трудовой деятельности и выделили предмет нашего исследовании - психологические особенности и трудности, возникающие у них в процессе профессиональной адаптации. Так же нам было интересно выявить зависимость успешности профессиональной психологической адаптации от опыта (отсутствия опыта) педагогов психологов и их отношения к работе. Наше исследование проводилось в течении 3-х месяцев и проходило в несколько этапов:

На 1-м этапе мы выбрали испытуемых, педагогов-психологов ЮАО. В эксперименте участвовали 10 педагогов-психологов, молодых специалистов, сотрудников без опыта работы в школе и 10 сотрудников со стажем работы от 3 лет пришедших на новое место работы из других школ. Возраст испытуемых от 23 до 57 лет. Испытуемым была предложена анкета, в которой необходимо выделить наиболее значимые умения, навыки и личностные особенности для эффективной работы педагогов-психологов и проранжировать с целью создания психо- и профессиограммы. (Приложение 1). Эта анкета помогла нам выявить критерии оценки процесса профессиональной адаптации влияющие или не влияющие на него. (Приложение 2)

На 2-м этапе нами были подобраны методики, позволяющие оценить основные личностные особенности выделенные испытуемыми, влияющие на процесс адаптации. (Приложение 3)

  1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
  4. Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина – «Шкала самооценки»
  5. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаев)
  6. Опросник для оценки проявлений дезадаптации

На 3-м этапе нами был проведен анализ полученных данных, где были выделены качественные и количественные показатели уровня процесса адаптации.

Анализ анкетирования психологических особенностей педагога-психолога в школе, влияющих (или не влияющие) на процесс адаптации показал, что обе группы испытуемых, проранжировав предложенные варианты выбрали наиболее значимые, для работы педагога-психолога:

  1. Специальное среднее или высшее образование и педагогическое образование (желательно).
  2. Склонность к взаимодействию с людьми (коммуникабельность).
  3. Нервно-психическая устойчивость
  4. Низкий и средний уровень тревожности
  5. Мотивированность, заинтересованность в профессиональном росте
  6. Быстрая адаптивность

По основным выделенным выше категориям, мы провели исследование влияния основных особенностей профессиональной деятельности педагогов-психологов, пришедших в школу из других школ на успешность их трудовой адаптации, и сравнили с данными, полученными в результате диагностики новых сотрудников - педагогов-психологов не имеющих ранее опыта профессиональной деятельности.

Рисунок 1. "Сравнительные показатели уровня образования"

Мы видим, что и в 1 и во 2 группе преобладающим является среднее психологическое образование 40% и 60%. Стоит отметить, что в 1-й группе на 20% больше педагогов-психологов с высшим психологическим образованием.

Для выявления мотивации и заинтересованность в профессиональном росте мы использовали методику диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса

Рисунок 2. "Показатели уровня мотивации"

По данным диагностики у испытуемых 1-й группы преобладающим уровнем мотива к успеху является «высокий» - 50 %, тогда как во 2-й группе данный показатель ниже на 30 %.. Преобладающим уровнем во 2-й группе является средний уровень – 40 %. Мы видим, что «низкая» мотивация к успеху во 2-й группе выявлена у трех испытуемых - 30 %, а у испытуемых 1-й группы, данный показатель равен 10 %. Если рассматривать мотив к избеганию неудач, то можно заметить, что во 2-й группе у 10 % испытуемых диагностирован «слишком высокий» уровень избегания неудач, тогда как в 1-й группе данного уровня не выявлено, а преобладающим в группе педагогов-психологов с опытом работы уровнем является «средний» - 50%. Можно предположить, что во 2-й группе «высокий» и «слишком высокий» уровень мотива избегания неудач может препятствовать реализации мотивации к достижению успеха. В 1-й группе мотивация к достижению успеха преобладает над мотивом избегания неудач.

При исследовании нервно-психической устойчивости мы использовали методику «Прогноз» для выявления вероятности нервно-психических срывов у испытуемых.

Рисунок 3. "Показатели нервно-психической устойчивости»

На основе полученных данных можем сказать, что у 1-й группы нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях лишь у 20% (2 человека), у 80% педагогов-психологов нервно-психические срывы маловероятны. Во 2-й группе нервно-психическим срывам могут быть подвержены 5 человек, это 50% педагогов-психологов, а малая вероятность срывов диагностирована у 50%. Высокую вероятность нервно-психических срывов у испытуемых не выявлено. Можно сделать вывод, что в обеих группах благоприятный прогноз по НПУ.

Для оценки тревожности, мы использовали методику, выявляющую реактивную и личностную тревожность. Исследуя только личностную тревожность, мы не можем утверждать, что она связана с профессиональной деятельностью, поэтому для объективной оценки мы исследовали реактивную (ситуативную) тревожность.

Рисунок 4. "Показатели личностной тревожности"

Преобладающим показателем личностной тревожности в обеих группах, является «умеренный» уровень – 60%. В 1-й группе показатель «низкая» личностная тревожность выше у 3 человек, во 2-й группе у двух. «Высокая» личностная тревожность составляет во 2-й группе 20%, что на 10% выше, чем в 1-й группе

Рисунок 5. "Показатели реактивной тревожности"

«Высокий» уровень реактивной (ситуативной) тревожности во 2-й группе превышает данный показатель в 1-й группе на 30%. Преобладающим уровнем тревожности в 1-й группе является «умеренная» тревожность 60 %. Во 2-й группе – «высокая» тревожность у 5 человек

Диагностика межличностной коммуникации необходима нам, для определения основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе общения.

Рисунок 6. Показатели межличностной коммуникации"

Диагностика выявила, что у испытуемых 1-й группы преобладающим является «высокий» уровень межличностной коммуникации. У 5 педагогов-психологов с опытом работы не возникает проблем с общением в коллективе, и их отношения будут развиваться гармонично. Низкий показатель выявлен лишь у 2-й испытуемых. Во 2-й группе преобладающего уровня не выявлено, «низкий» и «средний» уровни представлены 40% . Высокий уровень диагностирован лишь у 20% педагогов-психологов без опыта работы.

Сравнительная диагностика групп испытуемых проведена нами с целью исследования психологических особенностей педагогов-психологов с разным опытом профессиональной деятельности.

Рисунок 7. "Сравнительные показатели уровней психических особенностей"

  1. Мотивация успеха выше в 1-й группе
  2. Показатели избегания неудач одинаковые в обеих группах
  3. НПУ – уровень «хорошая» преобладает в 1-й группе
  4. В обеих группах диагностирована умеренная личностная тревожность
  5. Реактивная тревожность повышена во 2-й группе
  6. Коммуникативные навыки преобладают в 1-й группе

Для исследования процесса адаптации, мы использовали методику «Опросник для оценки проявлений дезадаптации», т.к основным признаком эффективной адаптации является отсутствие дезадаптации. Методика подобрана не случайно, т.к основные шкалы соответствуют нашим исследованиям психических особенностей педагогов-психологов.

Рисунок 8 "Показатели уровня дезадаптации при поступлении на работу"

На гистограмме мы можем видеть, что «низкого» уровня дезадаптации во 2-й группе не выявлено ни у одной испытуемой, в 1-й группе данный показатель равен 10%. «Умеренный» уровень дезадаптации преобладает в 1-й группе на 10%. На начальном этапе трудовой деятельности группа испытуемых с опытом работы (1-я группа) психологически более подготовлена к процессу адаптации.

Рисунок 9 "Показатели уровня дезадаптации через 3 месяца"

Мы можем проследить динамику показателей уровней дезадаптации. Показатель «низкий» в первой группе повысился на 20%, а во 2-й группе на 10%. Показатель «выраженный» понизился в 1-й группе (на 30%); во 2-й группе данный показатель, напротив, повысился (с 40% до 50%). Хочется отметить, что «высокий» уровень дезадаптации после 3-х месяцев работы не выявлен ни в одной группе.

Мы решили проследить, какие признаки дезадаптации изменились после 3-х месяцев работы.     

Рисунок 10. "Сводные показатели признаков дезадаптации"

Нами было выявлена динамика по основным признакам дезадаптации:

  1. Снижение мотивации к деятельности – у 1-й группы испытуемых данный показатель не изменился - 10%, а вот во 2-й группе он снизился до 20%.
  2. Особенности социального взаимодействия – по данному признаку диагностировано улучшение. Показатели во 2-й группе понизились с 50% до 30% . В 1-й группе показатель составляет 20%, что на 10% выше, чем на начальном этапе трудовой деятельности. Таки образом, процесс адаптации по данному признаку прошел эффективнее во 2-й группе.
  3. Эмоциональные сдвиги – разница показателей в 1 и 2 группах испытуемых не изменилась – 20%. Однако динамика изменений в двух группах тоже прослеживается: 1-я группа понижение уровня дезадаптации с 40% до 20%, 2-я группа – с 60% до 40%.
  4. Ощущение усталости – стоит отметить ухудшение результатов по данному признаку: в 1-й группе он повысился с 30% до 40%, а во 2 группе с 30% до 40%.

Можно подвести итоги: анализ анкетирования необходимого нам для выявления психологических особенностей необходимых педагогу-психологу в школе и влияющие (или не влияющие) на процесс адаптации показал, что обе группы испытуемых, проранжировав предложенные варианты выбрали наиболее значимые, для работы педагога-психолога:

  1. Специальное среднее или высшее образование и педагогическое образование (желательно)
  2. Склонность к взаимодействию с людьми (коммуникабельность)
  3. Нервно-психическая устойчивость
  4. Низкий и средний уровень тревожности
  5. Мотивированность, заинтересованность в профессиональном росте
  6. Быстрая адаптивность

Нами так же был проведен анализ полученных данных, где были выделены качественные и количественные показатели. Мы провели комплексную диагностику психологических особенностей личности в период процесса трудовой адаптации, выявили основные критерии, влияющие на процесс адаптации, диагностировали и сравнили показатели, получившиеся в разных группах испытуемых, так же нами были выделены основные признаки и уровни дезадаптации в первоначальный период деятельности и после 3 месяцев работы на новом месте.

Для определения эффективности адаптации мы использовали опросник для оценки проявлений дезадаптации. Нами было выявлена положительная динамика по основным признакам дезадаптации. (См рис 10)

Мы не смогли статистически доказать, что различия в группах до и после периода адаптации являются значимыми: показатель коэффициента Х² при расчетах с использованием данных приведенных в таблицах (См приложение 4) попал в зону незначимости (Х² =0,489 при 7,815 для р ≤ 0,05 и 11,345 для р ≥ 0,01. и Х² =0,425 при 7,815 для р ≤ 0,05 и 11,345 для р ≥ 0,01), что говорит о статистически незначимых различиях между распределениями.

Так же нам не удалость выявить значимые статистические различия между группами. показатель коэффициента Х² при расчетах с использованием данных приведенных в таблице 2.3 и 2.4 попал в зону незначимости (Х² =0,214 при 7,815 для р ≤ 0,05 и 11,345 для р ≥ 0,01. и Х² =0,406 при 7,815 для р ≤ 0,05 и 11,345 для р ≥ 0,01), что говорит о статистически незначимых различиях между распределениями.

Однако, если посмотреть на показатели Х² в расчетах по группам до процесса адаптации, и сравнить с показателями Х² в расчетах после 3 месяцев работы, то можно заметить небольшие различия. Так, например, показатели уровня дезадаптации групп испытуемых при поступлении на работу был равен Х² = 0,214, тогда как показатели уровня дезадаптации групп испытуемых после 3 месяцев работы равен Х² = 0,406.

Несмотря на полученные статистическим методом данные, в анализе, были представлены гистограммы наглядно показывающее положительную динамику в период процесса адаптации и мы можем лишь предположить, что в 1 группе испытуемых процесс адаптации прошел более успешно и, что на это повлиял приобретенный раннее опыт работы.

На полученные результаты могло повлиять несколько фактов:

  1. небольшой объем выборки (10 человек в группе);
  2. так называемый синдром « испорченных испытуемых» (педагоги-психологи);
  3. неверно выбранные сроки процесса адаптации (более или менее 3-х месяцев).

Возможно, для более глубокого изучения и оптимизации процесса адаптации педагогов-психологов нам было необходимо использовать программы психологического сопровождения процесса адаптации и дополнить психодиагностический инструментарий Опросником «Оценка процесса адаптации».

Список используемой литературы

  1. Промышленная социальная психология. Гл. 3.1. - Л.: ЛГУ. 1982.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. 1996.
  3. Першина О.Г. Психологическая помощь в адаптации сотрудников в таможенном коллективе. РФ. - М.: РИО РТА. 1996.
  4. Г. М. Мануйлов “Психологическое управление в рыночных условиях” М; РАН 1997 г.
  5. В. В. Новиков; Ю. М. Забродин “Психологическое управление производственной организацией” Изд. М. 1992 г.
  6. Б. Д. Парыгин “Современное состояние и проблемы социальной психологии” М. “Знание” 1973 г.
  7. В. Сергеев “Психология для работников кадровой службы” М. “НИОПИК” 1998 г.
  8. Э. Вильховченко “Социально-профессиональное развитие человека в производстве” М. “Экономика” 1997 г.
  9. Л. Тобиас “Психологическое консультирование и менеджмент” М. “Класс” 1997 г.
  10. С. Б. Каверин “Мотивация труда” М. Изд. “Институт психологии РАН” 1998 г.
  11. Реф. книги “Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха” Ижевск “Издательство Удмуртского университета” 1997 г.
  12. В. В. Новиков “Психологический пульс - Ярославля” М. Ярославль 1998 г.
  13. В. В. Новиков “Социальная психология - феномен и наука” Ярославль; ЯрГУ 1997 г.
  14. Б. Г. Ананьев “Психология человека” Санкт-Петербург 1997 г.
  15. Г. С. Абрамова “Введение в практическую психологию” Екатеринбург 1995 г.
  16. Н. Н. Обозов “Психология делового общения” Санкт-Петербург 1995 г.
  17. М. М. Сухоруков, В. В. Исаков “Психологические особенности принятия управленческого решения” Изд. Санкт-Петербург 1995 г.
  18. Г. Гагаринская “Конфликты и их предотвращения” Изд. М. “НИОПИК” 1997 г.
  19. С. Резник, В. Елин “Организация труда руководителя” Изд. М. “Институт психологии РАН”1997 г.
  20. Г. Воробьев “Человеческие ресурсы и современное предприятие” Изд. М. 1997 г
  21. В. Колбина, И. Козина, И. Донова Психологические развития рынка труда в России” Изд. М. 1997 г.