Психолого-педагогические условия организации класса предшкольной подготовки

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Область подготовки ребенка к школе оказалась свободным пространством, которое в условиях рынка заполнилось коммерческими структурами. Анализ результатов проведенных исследований показывает, что в этих группах чаще всего происходит дублирование программы 1 класса, тогда как психолого-педагогическое понятие «готовность к обучению» ориентирует на достижение ребенком, прежде всего, определенного уровня развития познавательно-интеллектуальной, волевой и социальной сфер личности (Приложение 1).

Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию  социального  контроля  за   состоянием  физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.

В нашем  лицее с 1 сентября 2006 года работает  класс дошкольного (предшкольного) обучения - «Приготовишкин дом». Начинали мы с создания психолого - педагогических условий для организации этого класса. Прежде всего был выделен отдельный блок для размещения дошкольников. В этот блок входят: учебный класс, игровая, спальная комната, комната психологической разгрузки, гардероб,  отдельный санузел. Приобретено оборудование для  всех этих кабинетов.

С классом работают учитель с опытом работы в детских дошкольных учреждениях, воспитатель, младший воспитатель, методист, психолог, логопед, медицинские работники.

Затем стал вопрос о программе дошкольного образования. За основу взяли образовательную программу «Школа 2100». Являясь программой комплексного развития и воспитания дошкольников, данная программа позволяет на практике решить проблему непрерывности и преемственности образования. Перед нами стояла цель не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Это в значительной мере облегчит ребенку период адаптации при переходе в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях  школьного обучения. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Поэтому над программой дошкольного образования работали в тесном контакте со специалистами Ставропольского краевого института повышения квалификации учителей, адаптировали ее под наш класс, утвердили и разработали следующий учебный план:

Учебный план на 2009-2010 учебный год класса дошкольного (предшкольного) образования

Образовательный компонент

Количество часов

Развитие речи + Подготовка к обучению грамоте (интегрированное занятие)

2

Риторика + развитие речи (интегрированное занятие)

1

Математическое развитие

2

Ознакомление с окружающим миром

1

Английский язык

2

Физическая культура

2

Ритмика

1

Музыка

2

ИЗО

2

Лепка-конструирование

1

Всего часов

16 часов

Следует обратить внимание, что в учебном плане наших «Приготовишек» всего 16 часов, из которых 10 это -  ритмика, лепка, музыка, изобразительное искусство, английский язык и т.д. Это  еще раз подтверждает, что для достижения цели – выведения детей на еденные стартовые позиции, мы не ставим приоритетом дать им учебные навыки.

Осуществление специализированного обучения направлено на развитие у детей психологических предпосылок к обучению в начальной школе, а методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

На основе учебного плана было составлено расписание занятий:

Дни недели

Название занятий

Время проведения

понедельник

1. Английский язык

2. Математика

З. ИЗО

Дополнительные занятия:

Музыка

Театр

9.05.-9.35.

9.55.-10.25.

10.45.-11.15.

15.30-16.30.

вторник

1. Окружающий мир 2. Английский язык 3. Ритмика

Дополнительные занятия: Шахматы «Умелые ручки»

9.05.-9.35.

9.55.-10.25.

10.45.-11.15.

15.30-16.30.

среда

1. Развитие речи

2. Обучение грамоте

З. Физ-ра

Дополнительные занятия: «Умелые ручки» Гимнастика

9.05.-9.35.

9.55.-10.25.

10.45.-11.15.

15.30-16.30.

четверг

1. Математика

9.05.-9.35.

 

2. Музыка

9.05.-9.35.

 

З. ИЗО

Дополнительные занятия:

Ритмика

Театр

10.45.-11.15.

15.30-16.30.

пятница

1.Риторика

9.05.-9.35.

 

2. Лепка

9.05.-9.35.

 

3. Физ -ра

Дополнительные занятия:

Занятия с логопедом, психологом.

Театр

10.45.-11.15.

15.30-16.30.

Продолжительность занятий 30 минут, все занятия проводятся обязательно в игровой форме, с частой сменой деятельности. Некоторые занятия вынесены на вторую половину дня, это связано с физиологическим развитием ребенка 5,5-6 лет. Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы.

При проведении занятий используются  учебники УМК «Школа2100».

Следующим этапом стали мероприятия по набору детей в класс предшкольной подготовки

План мероприятий по набору детей в класс дошкольного обучения МОУ лицея № 35 на 2009 -2010уч. год.

1. Начали с того, что побывали на родительских собраниях во всех ДОУ микрорайона, где рассказали об открытии, в то время единственного, в городе класса предшкольной подготовки.

2. Расклеили объявления в микрорайоне, о наборе в класс. Дали объявление в газеты.

3. Провели  собрания для родителей  детей, которые пойдут в класс дошкольного обучения (февраль,  май)

4. Ежегодно в конце апреля мы проводим день открытых дверей для будущих первоклассников и предшколят

5. Перепись детей 5 - 6 лет нашего микрорайона.

6. Привлечение  детей дошкольного возраста (5- 6 лет) в пришкольный оздоровительный лагерь на летний отдых.

7. Объявление на сайте МОУ лицея № 35 о наборе с 1 апреля в класс предшкольной подготовки.

Одновременно с этими мероприятиями разрабатывался режим дня наших приготовишек:

Режим дня класса предшкольного образования

7.30-8.00 - Прием детей

8.00-8.15 - Зарядка

8.15-8.30 - Завтрак

8.30-9.00 - 1 занятие

9.20-9.50 - 2 занятие

10.10-10.40 - 3 занятие

11.00-11.30 - Подвижные игры

11.30-12.30 - Прогулка

12.30-13.00 - Обед

13.00-14.40 - Тихий час

15.00-1 - полдник

15.30-16.30 - Дополнительные занятия

16.30-17.00 - Игры по интересам

17.00-2 - Полдник

17.00-18.00 - Прогулка

18.00 - Уход детей домой

При составлении режима опирались на рекомендованный режим дня дошкольным учебным заведениям и пожелания родителей (лицей работает с 8.30., а прием детей ведется и 7.30.)

Для наших приготовишек разработано и утверждено РосПотребнадзором специальное меню. 4-х разовое питание: завтрак, обед, горячий полдник и полдник. В рацион входят молочные продукты, свежие овощи и фрукты, выпечка и многое другое.

Одним из направлений методической работы лицея является преемственность обучения детей в условиях перехода от предшкольного образования к начальной школе.  В классе предшкольной подготовки постоянно проводятся открытые занятия, заседания методического объединения  по теме преемственности обучения детей, круглые столы, семинары.

Анализ деятельности дошкольного класса  показал, что в течение учебного года произошли значительные изменения в развитии детей, что организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста для построения непрерывного содержания дошкольной подготовки и начального общего в условиях  лицея – это  правильный выбор администрации и педагогического коллектива.