Формы работы с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией к учебе

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Мы поставили перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. С 2004 года начали работу по созданию рабочей программы «Ступеньки успеха».

Программа «Ступеньки успеха» направлена создавать условия для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для формирования ключевых компетентностей, для реализации способностей детей. Данная программа  ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления:

  • работа по плану индивидуального обучения;
  • включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
  • внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
  • создание общественноактивной школы.

Обобщив опыт работы по данной теме, предлагаем оптимальные, на наш взгляд, формы работы с одаренными детьми, и детьми, имеющими повышенную мотивацию в учебе.
Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся вышесказанной категории.

Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей.  Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование  детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой  деятельности детей, тестирование.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы (Таблица №1).

Таблица № 1.

Таблица № 2.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Система внеурочной деятельности учащихся (Таблица № 2) включает разные формы работы, по которым мы составили методические рекомендации в помощь учителю.

Методические рекомендации

Основная цель  элективных   курсов – углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам лингвистической, математической, экологической наук на начальном уровне образования. Они связаны,  прежде всего,  с удовлетворением   индивидуальных образовательных интересов. Потребностей и склонностей каждого школьника и по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором  каждым школьником содержания образования в зависимости от  его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Эта роль курсов в системе начального обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить   несколько типов курсов. Одни из них могут обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером могут служить программы «Опасные места в лингвистике», «В мире фонетики», «Решение олимпиадных задач». Другие – должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне.

Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными  источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель.

Интеллектуальный клуб создает благоприятные условия в проведении досуга успешно обучающихся учеников.

Клуб призван стимулировать своих членов к пос

оянному пополнению знаний и умений; создавать доступные условия для развития инициативы и творчества; обеспечивать систематический интеллектуальный рост.
Формы деятельности клуба «Эрудит»:

  • Тематические встречи.
  • Конкурсы подготовленных творческих программ.
  • Турниры между командами.
  • Праздники знаний в определенных областях науки и искусства.
  • Другие мероприятия, развивающие самостоятельность и творчество учеников.

Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам  – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.

Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности.

Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать  интересы  учащихся, их  желание. Большинство детей в настоящее время изнежены и избалованы, поэтому не желают лишнего перетруждаться по школьным предметам. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.

Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях  будет действовать продуктивно, если  для ребят будут предложены   задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.

При организации кружка важна еще одна деталь – название кружка не может быть скучным. Например, «Василек», «Раз дождинка», «Архимед», «Юный ихтиолог», «Печка-свечка». Тогда оно будет гореть в сердце ребенка ярким огоньком, а процесс познания и обучения будет приниматься с интересом.

Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса и естественной. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. Они энергичны и одержимы. А вот на работу научных обществ в начальной школе некоторые смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться  добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.

Организация работы НО в начальной школе.

  • Этапы организации и работы НО:
  • Диагностика детей, с целью выявления юных талантов, а также учащихся с повышенной мотивацией.
  • НО выбирает тему научной работы.
  • НО накапливает информацию и систематизирует ее.
  • НО выступает на научно-практической конференции.

Общие цели  НО:

– добывать знания на определенную тему;
– расширять кругозор;
– развивать творческие способности;
– укреплять в себе следующие качества: коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.

Возрастные особенности младших школьников вносят свои правила в организацию работы НО. Основное правило для НО учащихся начальной школы: работать рука об руку с заинтересованным взрослым наставником, который поможет не «буксовать» деятельности НО.

Далее важно четко знать «чего хотим и зачем это». Для этого учащиеся выбирают интересующую тему исследования. Происходит поиск информации, используя все возможные источники (книги, наблюдения, беседы, ТV, Интернет, произведения искусства и др.). Составляется перспективный план действий НО. В заключение всей работы учащиеся готовят творческий отчет и выступают на научно-практической конференции.

Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.

Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, школьник получает, обучаясь по специальным методикам. Широкое распространение среди педагогов получила методика исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.

Школьный интеллектуальный марафон – это интеллектуальное соревнование школьников, направленное на развитие личности каждого ученика. Участвуя в марафоне, ребенок проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять креативность, системность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности  с комментариями учителей и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний. А также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Структура марафона:

  • Подготовка заданий для учащихся.
  • Подготовка ответов и решений для проверки.
  • Составление расписания проведения марафона для учеников и учителей.
  • Выполнение учащимися заданий по предметам.
  • Проверка выполнения заданий членами жюри.
  • Обработка результатов.
  • Ознакомление учащихся с результатами проверки.
  • Подведение итогов.

Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому  и абстрактному мышлению, т. е. умение квалифицировать, обобщать и проводить аналогию, прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию.

Главная задача конкурсов – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной  деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Кроме этого  конкурсы ориентированы на воспитание в ученике активной гражданской позиции,  высоких нравственных качеств и духовной культуры. Конкурсы подразделяются по сферам деятельности (Таблица № 3).

Таблица №3

Конкурс «Ученик года»

Цели и задачи:

  • создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных учеников в различных видах творческой деятельности;
  • развитие мотивации школьников к учебе;
  • повышение интеллектуальной культуры школьников;
  • формирование у учеников активной жизненной позиции;
  • стимулирование интереса учащихся к изучению литературы;
  • повышение престижа школьного образования.

Порядок проведения конкурса и содержание этапов конкурса

Конкурс проводится в 3 этапа:

  • Первый этап (заочный) – Портфолио участника.
  • Второй этап (заочный, творческий) –  разработка и проведение мероприятия.
  • Третий этап (очный) состоит из двух конкурсов: «Эрудит» и «Творческий конкурс»

1) «Эрудит» состоит из 2 туров: «Блицтурнир» и «Любимая тема».

2) «Творческий конкурс»

Время выступления – 1 минута. Конкурс оценивается по 3-балльной системе.

Номинации:

1) «Ученик года »
2) «Лучшее портфолио»           
3) «Вечный двигатель года» – за лучшее КТД
4) «Самый эрудированный»

Завершая разговор по актуальной в образовании теме, хочется заметить, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаем  таких учеников, которых не совсем удовлетворяет работа со школьным учебником, им по силам большая работа, чем рамки урока. Включая в программу одаренных учащихся и учащихся с повышенной мотивацией в учебе, мы создаем благоприятные условия для овладения ими важных умений и навыков (желание читать специальную литературу, искать ответы на свои вопросы из различных областей знаний). Таких учащихся отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными  детьми выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.  Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы одаренного учащегося.  В нашей школе мы используем рабочую программу «Ступеньки успеха» для создания, как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для  проявления и развития детей с повышенной мотивацией. Наши материалы программы мы рекомендуем учителям начальной школы.