Викторина-игра по музлитературе для учащихся 4-х классов ДМШ и ДШИ по теме "Язык души! Язык богов!"

Разделы: Музыка


I. Пролог

Легенды о музыке

Выход Аполлона, Орфея в сопровождении нимф. См. Приложение 1

Орфей:

О, покровитель искусств!
Разреши мне начать викторину!
Много жрецов собрались,
Преданных музам твоим!
Как олимпийский огонь
В душах зажги вдохновенье,
Чтобы ответы жрецов
Были достойны тебя!

Аполлон:

Что ж, сладкозвучный певец,
Просьбе твоей уступаю.
Хоть я давно разлюбил
Конкурсы, смотры, бои.
Ровно с той самой поры,
Как, перейдя все границы,
Бог козлоногий дерзнул
Вызвать меня на дуэль.

(Орфей ужасается.)

Нет, успокойся, дуэль
Эта была состязаньем
Двух музыкантов. Из них
Первый (показывает на себя) божественно, складно
Гимны прекрасные пел.
Ну а второй – свиристел.

Орфей:

О, повелитель, как смел
Кто-то с тобой состязаться?
Чем же закончился спор,
Этот неравный турнир?

Аполлон:

Чем? Ну конечно победой,
Что присудили мне боги,
Славой, триумфом моим!
Правда... нашёлся один,
Громко кричал, возмущался:
Мол, незаслуженно я
Лавры свои получил,
Мол, очень нравятся всем
Песни пастушьи и трели,
Мол, “вот что нужно людям,
Только скрывают они”.

Орфей:

О, покровитель искусств!
Как был наказан невежда?
Что за такие слова
Он от тебя получил?

Аполлон:

Ты угадал. Получил.
Я наградил его щедро,
Царский подарок ему
Лично при всех я вручил.
С этим подарком с тех пор
Не расстаётся, негодник,
Бережно прячет его
Под высоченный колпак.

Орфей:

Что же? Поведай скорей?
От любопытства сгораю!
Вместе со мною жрецы
Тайну услышать хотят.

Аполлон:

Эти жрецы? (Показывает в зал.) Хорошо!
Пусть догадаются сами.
Ты же скорей прочитай
Мой самый первый вопрос.

(Даёт Орфею свиток.)

Орфей:

Что ж, хорошо, я прочту:
“Нас назовите, ещё
Кто состязался в искусстве
Петь и играть? Что потом
Тот получил, кто был против,
Имя и званье его.

(Кланяется, Орфей и Аполлон уходят. Нимфы дают листы с вопросами “жрецам”, участникам викторины.)

Вопросы:

  1. Назовите ведущих. Кто с кем состязался?
  2. Кто был против решения богов? Чем его “наградили”?

Ответы:

  1. Аполлон, Орфей. Аполлон и Пан.
  2. Царь Мидас. Ослиными ушами.

II. Царь Мидас.

Животные в музыке

Выходит царь Мидас. На нём высокий колпак.
Звучит пьеса “Ослы” из “Карнавала животных” К.Сен Санса.

Мидас:

О, всемогущий Зевес! Это что же такое творится?
Не почитают царя смертные, вслед мне смеются.
Ух, негодяй брадобрей! Он разболтал мою тайну!
Стала известна она даже презренным жрецам!

(Показывает в зал.)

Ишь, понаехали тут! И не сидится вам дома?
Что? Просвещённость свою хочите здесь показать?
Знаю! Видали таких! Всё Аполлону с Орфеем
Гимны поют. И стихи тоже слагают в их честь.
Враки! Притворство одно! Всем им милее другое!
Как остаются одни – песни другие поют! Что? Угадал?

Выходит Орфей

Орфей:

Подожди, пыл охлади свой на время.
Нет, царь Мидас, ты не прав! Гнев свой на милость смени!
Искренне наши жрецы гимны поют Аполлону.
Великодушны они, зла на тебя не таят.
Лучше задай свой вопрос, чтоб не ржавели их струны.
Ты порази их умом, знанием их порази.

Мидас:

Чем удивить мне жрецов, что все науки постигли?
Разве спросить про животных, птиц, насекомых у них?

Орфей:

Что ж, эта тема тебе очень близка, вероятно.
Только попробуй её с музыкой соединить.

Мидас:

Ну, хорошо. Вот вопрос: слушайте и назовите,
Кто всех животных и птиц вместе собрал в хоровод?
Имя его? А ещё – кто в быстром танце несётся?
Это мой первый вопрос. Далее будет второй.

Звучит финал из сюиты К.Сен-Санса “Карнавал животных”

Вопрос: Назовите композитора, произведение, темы, которые прозвучали в музыкальном фрагменте.

Ответ: К.Сен-Санс. “Карнавал животных”. “Антилопы”, “Куры и петухи”, “Кенгуру”, “Ослы”.

Вот и второй мой вопрос: трижды он был насекомым,
Трижды за море летал, чтобы увидеть отца.
Вы назовите его, автора оперы, сказки,
Пьесу, что будет звучать после вопроса сейчас.

Звучит “Полёт шмеля” Н.А.Римского-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане”

Вопрос: Назовите героя, который превратился в насекомое; пьесу; композитора, автора оперы; автора сказки.

Ответ: Гвидон. “Полёт шмеля”. Римский-Корсаков. Пушкин.

Мидас:

Третий вопрос: назовите птицу, что стала царевной,
И умирала, и главной в русском балете была.
Кто же она? И ещё всех композиторов. Так же
Опусы их назовите, где проплыла, пролетела или пропела она.

Вопрос: Назовите птицу; композиторов и их произведения, где эта птица бы ла героиней; жанр произведений.

Ответ: Лебедь. К.Сен-Санс “Карнавал животных”, сюита; П.И.Чайковский “Лебединое озеро”, балет; Н.А. Римский-Корсаков “Сказка о царе Салтане”, опера.

Дополнительные вопросы:

  1. Кто поставил балетный номер “Умирающий лебедь”?
  2. Для кого? (Имя балерины).
  3. Назовите известную балерину, исполнительницу этого номера.
  4. Художник, автор картины “Царевна Лебедь”.
  5. Кто изображён на картине?

Ответы: 1. М.Фокин. 2. Анна Павлова. 3. Майя Плисецкая. 4. М.Врубель. 5. Забелла-Врубель, балерина.

После ответа участников звучит и показывается правильный ответ.

Чёрный ящик

(Выход Звездочёта.)

Звездочёт:

Я мудрец. Наукой тайной
Дан мне дар необычайный:
С каждым годом всё ясней
Вижу точно связь вещей.
Ящик мой поставлю с краю,
Вам загадку загадаю:
Здесь на дне его лежит
То, что день и ночь жужжит
В ловких пальцах мастерицы.
В сказке Пушкина девицы
С ним сидели под окном.
Все уснули сладким сном
В хорошо известной сказке,
Где причиной сладких грёз
Стало то, что я принёс.
Что же это? Говорите!
И ещё мне назовите
Сказки, оперу, балет,
Кто их автор?
Всем привет.

Вопросы:

  1. Какой предмет лежит в ящике Звездочёта? Из каких он сказок?
  2. Кто их авторы? Кто авторы оперы и балета на сюжеты этих сказок?

Ответы:

  1. Веретено. “Сказка о царе Салтане”, “Спящая красавица”.
  2. А.С.Пушкин, Ш.Перро. Н.А.Римский- Корсаков.

Фантастические персонажи в музыке

(Выход Феи Карабос.)

Фея Карабос:

Опять меня забыли, как триста лет назад!
Ну, ничего! Сегодня прибудет на парад
Вся нечисть: черти, ведьмы, их дети и родня!
Даю я бал! Надолго запомните меня!
Возьму у чёрта рожки, у ведьмы – помело,
И всё перемешаю, пока не рассвело.
Отдельно будут звуки, а к ним – не те слова.
Всё спутаю, чтоб долго болела голова.
Ответы не ищите ни здесь, ни тут, ни там.
Поймёт лишь тот, кто сможет расставить по местам.
Вот список приглашённых, на нём моя печать.
Подсказка и в фрагментах, что будут здесь звучать.
В каком порядке гости придут ко мне на бал?
Проставьте справа цифры. Кто спал – тот опоздал!

“Список гостей”: Баба Яга, Кикимора, Черномор, Фурии, Гном, Баба Яга.

Вопрос: В предложенном списке фантастических персонажей проставить порядок появления музыкальных фрагментов, укажите их авторов.

Порядок музыкальных фрагментов:

  1. М.П.Мусоргский “Гном”
  2. П.И.Чайковский “Баба Яга”.
  3. А.К.Лядов “Кикимора”.
  4. М.И.Глинка “Марш Черномора”.
  5. К.В.Глюк “Хор и пляска фурий из оперы “Орфей”.
  6. М.П.Мусоргский “Баба Яга”.

Орфей и музы

Орфей:

Вот Музы. Их я не случайно
На викторину пригласил.
Они хранят мелодий тайну,
И мой напев их сердцу мил.
(Музам.)

Поговорите, Музы с ними
И дайте шанс жрецам земным.
Они, уверен, вас узнают,
Загадки ваши разгадают,
С вопросом справятся моим.
Вот первая.

Аранжировки тем

(Выход Мельпомены.)

Мельпомена:

Я прямо с бала,
Там в честь меня был маскарад.
Я сразу, право, не узнала
Своих друзей: все говорят,
Поют, играют, смеются –
И не видно лиц.
А голоса так изменились:
Щебечут, словно стая птиц.
Мои друзья зовутся “темы”
Из пьес знакомых, знаю, вам.
И, следуя законам сцены,
Все в масках следуют в мой храм.
Вам отгадать, друзья, придётся:
Кто прячется под маской здесь?
Какие темы? Как зовётся
Их автор? Кто я есть?

Звучат композиции группы “Emerson, Lake and Palmer”, джаз-бенда под управлением У.Марсалеса, группы “King’swingers”.

Вопрос: Узнайте знакомые темы в новом “обличье”, из каких они произведений, назовите композиторов.

Ответ: “Прогулка” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского, Марш из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского, Токката из “Токкаты и фуги ре минор” И.С.Баха.

Музыкальные формы

(Выход Эвтерпы.)

Эвтерпа:

Дыханье музыки свободно и легко
Подчинено фантазии прекрасной.
Ей следовать законам нелегко,
И всё же логике она подвластна.
Законы эти формою зовут,
Не пекарской, не школьной – музыкальной.
В ней многие игру ума найдут,
Симметрию в репризе той зеркальной.
Вот мой вопрос: определить должны
Строение стихов, а после – пьесы.
Названье форм и схемы мне нужны.
И вот ещё: здесь было бы уместно
Назвать меня. Ведь мой язык – слова,
Простую речь в стихи он превращает
И сладостной мелодией звучит,
И скрытое в душе изображает.

Эвтерпа читает стихотворение Беранже “Пляши, счастливый наш народ”. Звучит пьеса А.Гречанинова “Осень”.

Вопрос: Определите форму стихотворения и пьесы, составьте их схемы.

Ответ: Форма стихотворения – рондо, пьесы – простая трёхчастная.

А+В+А+С+А. А+В+А

Танцы

(Выход Терпсихоры.)

Терпсихора:

Я муза, я всегда послушна
Размеру, ритму и долям.
Я так изящна и игрива,
По сцене двигаюсь красиво
На зависть нимфам и богам.
С собой взяла я три загадки,
Три танца нужно отгадать.
Вот первый: пышный и блестящий,
Его танцует только знать.
Второй – стремительный и яркий,
Пунктирный ритм здесь и акцент.
А третий – плавный, в нём кружатся
Под скрипок аккомпанемент.

Звучат: Полонез из оперы “Евгений Онегин” П.И.Чайковского, Мазурка из оперы “Борис Годунов” М.П.Мусоргского, Вальс из балета “Спящая красавица” П.И.Чайковского.

Выразительные средства музыки

(Выход Талии.)

Талия:

А вот и я. Моя стихия
Памфлеты, шаржи, водевиль,
Пародии, куплеты, скетчи,
(Охотно я меняю маски)
И оперетта – вот мой стиль.
Ответьте сразу, без подсказки:
Что прозвучит для вас сейчас?
Названье пьесы, композитор?
Что я меняю каждый раз?

Звучит первый период из пьесы Грига “В пещере горного короля” и пять вариаций.

Вопрос: Какие выразительные средства меняются в каждой вариации?

Ответ: 1. Размер (3/4). 2. Регистр (верхний). 3. Лад (мажор). 4. Жанр (марш). 5. Стиль (джаз).

Инструменты

(Выход Орфея.)

Орфей:

Вот мой вопрос. Порой один
В ночной тиши, без Эвридики,
Я слышу звуки – словно блики
Они являются ко мне.
О, эти звуки! Разве лира
Сумела б это передать?
Они так ярки, так красивы,
Как неземная благодать.
Откуда льются эти звуки?
Прошу ответ сейчас мне дать!
Прошу унять Орфея муки
И инструменты мне назвать.

Звучит главная тема II части Первой симфонии П.И.Чайковского.

Вопрос: Назовите инструменты, звучащие в музыкальном фрагменте?

Ответ: Гобой, флейта, фагот, струнные.

Финал

(Выходят все ведущие: нимфы, Аполлон, Орфей, Мидас, Фея Карабос, Звездочёт, Музы.)

Аполлон:

Вот и окончен турнир,
Найдены верно ответы,
И у престола стоят
Верные музам жрецы.
Ждут: что им скажет жюри?
Кто победил в викторине?
Кто отвечал лучше всех –
Скажет ареопаг.

Я, Аполлон, бог искусств
Вам говорю: не напрасно
Здесь в этот день собрались
Отроки, девы – жрецы.
Нас вдохновляет один
Подлинный и сокровенный,
Близкий богам и жрецам
Музыки вечной язык!