Авторская программа "Уроки здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель курса

1.Научить детей быть здоровыми душой и телом

2.Стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения с законами бытия.

Задачи курса

1.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

2.Обеспечения физического и психического саморазвития.

Ожидаемые результаты

1.Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

2.Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);

3.Повышения индекса здоровья класса.

Тематическое планирование программы “Уроки здоровья”

Раздел

Тема

Класс, количество часов

1-й

2-й

3-й

4-й

1.Я и мир вокруг меня. 1.Я и общество.

2.Какие мы похожие и разные. Наши эмоции. Управление эмоциями.

3.Личная гигиена.

4.Встреча с психологом.

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

2.Правильное питание. 1.Пиша и ее значение для организма.

2.Пищеварительные органы.

3.Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Встреча с педиатором.

4.Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.

1

1

1

1

 

1

 

 

 

1

1

3.Красивая улыбка. 1.Правилоухода за зубами.

2. Строение зубов. Как уберечь зубы.

3.Здоровые зубы - здоровый организм.

4.Профилактика заболеваний десен. Встреча со стоматологом.

1

1

1

1

1

 

1

1

4.Безопасное поведение на дорогах. 1.Части дороги, переход улицы.

2.Светофор.

3.Урок-экскурсия на дорогу со светофором.

4.Встреча с инспектором ГБДД.

5.Дорожные знаки.

6. “Островок безопасности”

7.Сложный перекресток.

8.Опасность на проезжей части.

1

1

 

3

 

1

1

1

1

3

1

1

1

 

 

 

 

1

3

1

1

1

 

 

1

1

3

1

1

 

5.Безопасность в повседневной жизни 1.Безопасность на водоемах.

2.Безопасность на льду.

3.Безопасность при общении с незнакомыми людьми.

4.Безопасность при общении с электроприборами.

5.Безопастность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами.

6.Безопасность при обращении с бытовыми химикатами.

7.Оказание первой помощи.

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

 

 

1

1

1

 

1

1

 

 

1

2

6.Стройная спина 1.Значение правильной осанки.

2.Упражнения для сохранения и исправления осанки.

3.Значения физкультуры и спорта для здоровья человека.

1

1

1

1

1

1

1

1

7.Охраняя природу - сохраняем себя. 1.Что такое экология.

2.Правильное поведение на природе.

3.Ядорвитые и съедобные грибы.

4.Лекарственные растения.

5. “Аптека на подоконнике”

6. Экологические знаки.

7.Экологические профессии.

8.Оказание первой помощи на природе.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.Вредные привычки. 1.Ты и твое здоровье.

2.Наркотики алкоголь и куренье.

3.Умей сказать НЕТ!

4.Наркоман-это “дойная корова” для наркодельцов и “целителей”. Не будь “коровой”!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

18

32

32

32

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1-4 классов по программе “Уроки здоровья”

Разделы

Наименование раздела

Основные требования

1.

Я и мир вокруг меня. Должны знать части своего тела и их функции;

уметь давать устную характеристику основных эмоциональных состояний;

уметь соблюдать правила личной гигиены;

должно быть сформировано позитивное отношение к другим людям.

2.

Правильное питание. Должны знать группы продуктов питания, их значение для организма;

знать этапы процесса пищеварения;

профилактику заболевания органов пищеварения;

знать о способах хранения продуктов, приготовления простых блюд;

иметь представление о роли питательных веществ, традициях русской и татарской национальной кухни.

3.

Красивая улыбка. Знать о строении полости рта, зубов, их функции;

уметь ухаживать за зубами и деснами; иметь представление о зубных пастах, щетках и их хранении;

иметь привычку чистить зубы

4.

Безопасное поведение на дорогах. Знать правила безопасного поведения на улицах города;

уметь переходить улицу;

иметь представление о сложности движения на перекрестках;

иметь навыки перехода дороги только на зеленый свет

5.

Безопасность в повседневной жизни Должны уметь звать на помощь при экстремальных ситуациях;

вызывать экстренную помощь, знать номера 01,02,03,04;

уметь оказывать себе и другим первую помощь.

6.

Стройная спина Знать о правильной осанке; уметь следить за своей осанкой;

знать упражнения для сохранения правильной осанки

7.

Охраняя природу - сохраняем себя. Должны освоить правила поведения на природе, на водоемах, на льду;

уметь различать ядовитые и съедобные грибы, лекарственные растения;

уметь оказывать первую помощь при укусе животных, насекомых, при ушибах растяжениях, переломах, при переохлаждении, при солнечном и тепловом ударе.

8.

Вредные привычки. Получить представление о том, наркомания, алкоголизм, курение, токсикомания- это болезнь;

выработать правила поведения, когда рядом опасные люди, знать возможные выходы из опасной ситуации.

Формы проведения уроков соответствуют возрастным особенностям младших школьников – это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки, кроссворды, встречи с психологом, педиатром, инспектором ГБДД и т.д.

Список рисунков к программе

  1. Схематичная фигура человека
  2. Внутренние органы курильщика
  3. Скелет человека с проекцией внутренних органов
  4. Ротовая полость, глотка
  5. Пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь
  6. “Цветной человек”
  7. Стол с национальными блюдами
  8. Схема зуба
  9. Все виды зубов

  10. Плакат с изображением знаков “Не курить!”
  11. Глаза
  12. Внутренние органы алкоголика
  13. Продукты
  14. Плакат “Не пробуй – и не поймаешься”
  15. Номера телефонов экстренных служб
  16. Водоём
  17. “Место для купания”
  18. Кухня
  19. Водоём зимой
  20. Привычка бросаться за предметом, не наблюдая за окружающим
  21. Привычка совмещать движение с оживленной беседой
  22. Привычка двигаться, не приостановившись для наблюдения за окружающим
  23. Привычка оглядываться, отвлекаясь от наблюдения за обстановкой
  24. Главная опасность на улице – стоящая машина
  25. Выход на дорогу перед стоящим автобусом – самая опасная ошибка детей
  26. Умейте предвидеть скрытую опасность
  27. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади
  28. Берегитесь у светофора
  29. Часто машин не видно
  30. Перебегать дорогу опасно
  31. Опасная привычка детей на дороге
  32. Это очень опасно!
  33. Остановка – опасное место
  34. Не обгоняйте транспорт у пешеходного перехода
  35. Возле школы будьте готовы к внезапному появлению детей

Список использованной литературы

  1. “Педагогика здоровья”, программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999год.
  2. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,
  3. “Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев, Санк-Петербург, 1996год.
  4. “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991год
  5. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в городской общеобразовательной школе, Казань, 1995год
  6. Республиканская программа “Образование и здоровье”