Обобщающий урок по теме "Электронные таблицы"

Разделы: Информатика


Цели урока:
обучающие:

  1. Развить навыки работы в среде табличного процессора
  2. Развить интерес к решению задач
  3. Сформировать навыки самостоятельной работы
  4. Добиться более глубокого и прочного усвоения указанных тем
воспитательные:
  1. Воспитание интереса к изучаемому материалу
  2. Воспитание интереса к национальной культуре
  3. Развитие познавательного интереса, логического мышления
развивающие:
  1. Развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы
  2. Использование электронных таблиц при решении задач из других предметных областей

Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование:

  1. Диапроектор
  2. Интерактивная доска
  3. Персональные компьютеры

Методические материалы:

  1. Презентация
  2. Приложение2
  3. Приложение3

Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую-то часть своему другу, сколько конфет у тебя осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них не прошёл без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номер телефонов, кодовых замков и т.д. И всё это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор. Когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.

Сегодня мы будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Презентация, слайд 1.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:

  • создавать и редактировать табличный документ;
  • выполнять вычисления по формулам;
  • применять в формулах относительные и абсолютные ссылки;
  • использовать в формулах ссылки;
  • создавать диаграммы;
  • рисовать графики.

Слайд 2.

  1. из чего состоит электронная таблица? (документ состоит из нескольких листов, каждый лист разбит на ячейки)
  2. как образуется адрес ячейки? (адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки)
  3. если ячейка выделена рамкой, что это означает? (такая ячейка назывется активной ячейкой)
  4. как обозначается диапазон ячеек? (через двоеточие, например диапазон A1:B3 состоит из 6 ячеек)
  5. что такое маркер заполнения, в каких случаях используется? (маркер заполнения – это черный квадрат в правом нижнем углу ячейки, используется при копировании содержимого ячейки – текста, формулы, в смежные ячейки; ещё используется при заполнении смежных ячеек какой-либо последовательностью. При этом в первой ячейке необходимо указать первый член последовательности, во второй - второй член последовательности, выделить обе ячейки и воспользоваться маркером заполнения)
  6. что происходит с формулой =A1+B3 при копировании с помощью маркера заполнения вправо, вниз? (вправо – формула изменится на =B1+C3, вниз – формула изменится на =A2+B4).

Закрепление знаний и умений.
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать. Мы поедем в столицу нашей республики Башкортостан – в город Уфу.
Слайд 3.
Слайд 4.
Город Уфа расположен на берегу реки Белой, при впадении у нее рек Уфа и Дема, на Прибельской равнине, в 100 км к западу от позвоночников Башкирского (Южного) Урала.
Давайте рассчитаем, через сколько часов мы приедем в столицу. Для этого решим задачу.
Слайд 5.
Задача 1. Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль от города Бирск до города Уфа, если ехать со скоростью 80 км/ч. Расстояние между городами 109 км.(если скорость движения 100 км/ч?)
Задача решается учителем под диктовку учеников. В ходе решения задачи задаются следующие вопросы:

  • Как вводится формула? (ввод формулы начинается со знака = и т.д.)
  • Что произойдёт, если изменить значение скорости движения? (автоматически изменится значение в ячейке, где вычисляется время движения по формуле)

Слайд 6.
Уфа — крупный межрегиональный транспортный узел России (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные магистрали, воздушные и речные пути). Из международного аэропорта «Уфа» выполняются регулярные внутренние рейсы в 27 городов России и регулярные международные рейсы в города Анталья, Барселона, Даламан, Стамбул, Ташкент, Франкфурт-на-Майне, Худжанд.
Теперь давайте составим таблицу, которая переводит стоимость авиабилетов в разные города из долларов в рубли, исходя из курса доллара на сегодняшний день
Слайд 7.
Задача 2. Даны стоимости авиабилетов в разные города в долларах США. Подсчитать стоимость билета на самолёт в рублях, исходя из того, что курс доллара каждый день меняется.
Задача решается учителем под диктовку учеников. В ходе решения задачи ученикам задаются вопросы:

  • Какие ссылки называются абсолютными? (абсолютная ссылка содержит знак $ в адресе ячейки)
  • При каких случаях используется абсолютная ссылка в адресе ячейки? (когда необходимо зафиксировать адрес ячейки, чтобы при копировании формулы с помощью маркера заполнения адрес ячейки не менялся).

Слайд 8. Слайд 9.
Город Уфа – старинный город. Многие здания объявлены памятником архитектуры. В 1981 при Министерстве культуры БАССР создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская, которой проведены реставрационные работы ряда зданий в Уфе.
Следующая наша задача – рассчитать количество денег, необходимых на ремонт одного из старинных зданий.
Слайд 10.
Задача 3. Необходимо сделать ремонт: покрасить двери, окна, пол и стены. 1 кг краски стоит 65 руб. Подсчитать, сколько кг краски понадобится (расход краски на 10 кв.м. указан в таблице). Указать сумму денег в руб., необходимых на ремонт.
Задача решается учениками самостоятельно за компьютерами. Ученики открывают готовый файл Приложение2(лист Задача3) и добавляют формулы.
Слайд 11.

Физкультминутка.
Глаза – самый уязвимый орган при работе на компьютере. Поэтому давайте снимем напряжение с наших глаз. Для этого закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте белый лист бумаги и попытайтесь мысленно на ней написать свои имя, фамилия и отчество. Теперь откройте глаза.

Слайд 12.
Задача 4. Ребята, теперь откройте лист Задача4 файла Приложение2. Здесь указаны памятники архитектуры нашей столицы. Необходимо их отсортировать по возрастанию года постройки.

Слайд 13.
Город Уфа – многонациональный город. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживают 1 049 479 человек. По национальному составу преобладают русские (50,2%), однако в последние годы заметен рост численности башкир (14,8%) и татар (28,1%) за счёт их интенсивной миграции из сельской местности. Кроме того, наиболее многочисленными (более 1 тыс.человек) являются украинцы, чуваши, марийцы, белорусы, мордва, армяне, немцы, евреи, азербайджанцы.
Здесь представлена столбиковая диаграмма национального состава города Уфы по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года. Мы с вами умеем строить различные диаграммы.
Задача 5. Откройте файл Приложение2 (лист Задача5) и постройте круговую диаграмму к данной таблице.
Слайд 14.

Здесь представлена таблица изменения демографической ситуации в столице нашей республики, откуда мы видим, что в последние года рождаемость в городе начала превышать смертность. Мы умеем строить не только диаграммы, но и графики.
Задача 6. В файле Приложение2 (лист Задача6) необходимо построить график изменения демографической ситуации в столице с 1979 по 2009 год.

Как вы видите, электронные таблицы можно применить для решения различных задач.
Слайд 15.
Сейчас давайте с помощью Excel решим ещё одну задачу – проверим наши знания.
Тест.
Откройте файл Приложение3.
На сегодняшнем уроке мы убедились, что электронные таблицы Excel являются универсальной программой не только для вычислений, но и для обработки данных и таблиц, для контроля знаний и умений. Сегодня мы применяли Excel для решения задач из различных предметных областей: вычисление времени, затраченной на путь; вычисление стоимости авиабилетов; вычисление суммы затрат на ремонт; сортировки данных таблицы; построение диаграммы и графика; контроль знаний по теме.
Слайд 16-Слайд 61
Теперь я хочу вам провести экскурсию «Достопримечательности столицы РБ – города Уфы.»
Просмотр презентации.

18.04.2010