Роль творческих событий гимназии в музыкальном образовании школьников

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Основой воспитательной системы гимназии является Годовой календарный круг Творческих событий. Творческое событие (ТС) – это совместное бытие взрослых и детей в процессе творчества, кульминационный момент, результат общих усилий в одном из направлений воспитательной деятельности, это яркий праздник, который любят и ждут все.
В календарных ТС гимназии участвуют все параллели классов. Их тематика рождена по инициативе детей и взрослых, поэтому каждое ТС, гармонично вписываясь, имеет продолжение в районных и городских воспитательных программах. Направления воспитательных программ гимназии следующие:

  • Культурно-художественное;
  • Гражданское;
  • Военно-патриотическое;
  • Спортивное;
  • Интеллектуально-познавательное;
  • Здоровье. Безопасность. Экология.

Круг ТС гимназии не закостеневшая схема, а живой организм, который развивается, изменяется и совершенствуется вместе с воспитательной системой гимназии. Некоторые события уходят из круга, другие меняют свой формат. Например, ТС «Посвящение в юные музыканты» трансформировалось в ТС «Фестиваль искусств», в 5 классе вместо ТС «Новогодний калейдоскоп» стало проводиться ТС посвященное безопасности на дорогах и т.д.
На данный момент Годовой календарный круг Творческих событий гимназии выглядит так:

1 классы «Посвящение в гимназисты»
2 классы «Фестиваль искусств»
3 классы «Масленица»
4 классы «День воинской славы России» («Зарничка»)
4 классы «Прощание с начальной школой»
5 классы «Красный! Жёлтый! Зелёный!»
6 классы «День Сибирской природы»
7 классы «Здоровое будущее»
8 классы «Зарница»
9 классы «Фестиваль профессий»
10-11 классы «День гимназиста»
11 классы «Последний Звонок»

Творческое событие включает в себя 4-6 конкурсных заданий: конкурс эрудитов, конкурс газет или плакатов, мультимедийных презентаций, конкурс театральных постановок, а также музыкальный конкурс, в котором весь класс должен исполнить песню, соответствующую основной теме. И завершается праздник общей традиционной для данного ТС финальной песней, которую исполняют все собравшиеся в зале.

Класс Творческое событие Время проведения Финальная общая песня ТС
Авторы песни
1 класс «Посвящение в гимназисты» конец октября Гимн гимназии
муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева
2 класс «Фестиваль искусств» начало декабря «Всюду музыка живёт»
муз. Я.Дубравин, сл. В.Суслов
3 класс «Масленица» февраль-март «Это – масленица!»
муз. С.Крупа-Шушарин, И.Яворская, сл. И.Яворская
4 класс «Зарничка» ноябрь Гимн гимназии
муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева
4 класс «Прощание с начальной школой» конец мая «Учительница первая»
муз. и сл. учащихся и учителей гимназии
5 класс «Красный! Жёлтый! Зелёный!» октябрь «Автомобили»
муз. В.Матецкий, сл. М.Шабров
6 класс «День сибирской природы» апрель «Родная земля»
муз. В.Добрынин, сл. Л.Дербенёв
7 класс «Здоровое будущее» середина декабря «Будет небесам жарко»
муз. А.Пахмутова, сл. С.Добронравов
8 класс «Зарница» февраль Гимн гимназии
муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева
9 класс «Фестиваль профессий» декабрь «Стать самим собой»
муз. и сл. А.Романов
10 класс «День гимназиста» конец октября Гимн гимназии
муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева
11класс «Последний звонок» конец мая «Время летит…»
муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева

Можно сказать, что песня в ТС занимает основополагающее место.
Всем известно, что песня верный спутник человека на протяжении всей его жизни. Начиная с колыбели, песня рассказывает об удивительных странах, о птицах и зверях и многом другом, учит читать и считать, смеяться и плакать, любить и прощать, заставляет свершать подвиги и мечтать. В песнях обобщён весь опыт человечества, неудивительно, что она любима и взрослыми, и детьми.
Сам процесс пения поднимает настроение, улучшает самочувствие. Учёные-исследователи Франкфуртского университета пришли к выводу, что пение защищает верхние дыхательные пути от инфекций и стимулирует производство антител организмом, а также стимулирует иммунитет. Голос поющего человека дольше остаётся молодым, пение снимает боль и продлевает жизнь. Те, кто часто поют, чувствуют себя более энергичными и уверенными, спокойными и жизнерадостными.
Зная уникальные особенности песни, учитель музыки сможет многого добиться в своей педагогической деятельности. Поэтому в нашей гимназии (предмет музыка ведётся с 1 по 11 класс) песня – главное средство для привития любви учеников к предмету, возможность внести свою лепту в формирование здорового образа жизни гимназистов и учителей, способ сделать урок музыки практически нужным для всех участников образовательного процесса, а ТС поднять на новый положительный эмоциональный уровень.   
Итак, в любом ТС класс исполняет, как правило, две песни: одну, участвуя в музыкальном конкурсе, другую в финале праздника. Естественно, на учителя музыки ложится основная доля ответственности за успех Творческого события, он же выступает первым помощником классного руководителя в подготовке музыкальных творческих заданий. Работа над песней проводится как на уроке, так и за рамками его. Совместно с учащимися выбирается песня, учитель музыки руководит ее разучиванием, работой с солистами, он учит детей правилам работы с музыкальной аппаратурой (микрофонами, CD-проигрывателями).
Этапы подготовки музыкальной части ТС выглядят следующим образом:

  1. Отбор песенного материала учителем музыки по теме ТС.
  2. Выбор классным коллективом своей песни в соответствии с образом класса.
  3. Поиск и работа с фонограммой песни.
  4. Работа над песней происходит в таком порядке:
    • интонационно-образная драматургия;
    • театрализация: включение мимики, жестов, танцевальных движений;
    • введение музыкальных и шумовых инструментов в партитуру песни;
    • выявление солистов (индивидуальная работа).
  5. Репетиционный процесс содержит следующие действия:
    • расстановка класса на сцене (сценография песни);
    • введение в драматургию песни элементов костюмов, бутафории и т.д.;
    • репетиция выхода и ухода со сцены;
    • работа с микрофонами и утверждение состава солистов;
    • многократное исполнение песни с выполнением всех драматургических, сценических, вокальных и инструментальных задач.
  6. Выступление в ТС.

Система Творческих событий, позволяет видеть рост качества ансамблевого и сольного пения учащихся, позволяет выполнить программные требования по предмету музыка, позволяет сплотить коллектив класса и т.д.
Развитие классного коллектива за 11 лет обучения в гимназии, как коллектива исполнителей, проходит несколько этапов. От простого одноголосного пения хором исполнительское мастерство класса вырастает до умения:

  • петь на несколько голосов,
  • выделять солистов,
  • использовать театрализацию,
  • искать и записывать фонограммы,
  • умело пользоваться мультимедийной, звуковоспроизводящей техникой и микрофонами,
  • осознанно выстраивать вокальную и инструментальную драматургию песни,
  • творчески свободно вести себя на сцене.