Урок математики в 4-м классе по теме "Геометрия вокруг нас. Виды треугольников"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с видами треугольников; обучать анализу объектов и умению находить их формы в предметах окружающего мира.
  2. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление; пространственное воображение; конструкторские умения; учить анализировать и обобщать; развивать интерес к геометрии.
  3. Учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе

Оборудование: Мел, доска, карточки, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    - Дорогие ребята, посмотрите внимательно на слайд (Презентация, Слайд №1), что вы на нём видите?
    Догадайтесь, какому разделу математики будет посвящён наш сегодняшний урок?
    (Слайд №2 с названием темы).
  2. Актуализация знаний.
    • Подготовка к восприятию новых знаний, умений, навыков.
      Учитель: - Как вы понимаете, что такое геометрия? (ответы детей) В переводе с греческого слово «Геометрия» означает «землемерие».
      (Слайд №3 немного истории)
      - А из каких источников ещё можно узнать о значении слова «геометрия»? (ответы детей: в толковом словаре Даля)
      (Слайд №4 Ожегов)
      - Кроме словарей есть справочники. В справочнике по математике есть такое определение.
      (Слайд №5 Геометрия изучает тела и их свойства)
      - Как вы думаете, человек с какого возраста начинает знакомится с геометрией? (ответы детей)
      - С какого же действительно возраста, мы узнаем сейчас.
      (Слайд Ребёнок)
    • Знакомство с плоскими и объемными фигурами.
      - У вас не возникает вопроса: почему некоторые игрушки мы называем геометрическими фигурами и в тетради мы чертим тоже геометрические фигуры? (ответы детей)
      - Поможет ответить нам на этот вопрос Дима Карповский.
      - Посмотрите на фигуры, находящиеся на моём столе.
      - Кто запомнил их названия после выступления Димы? ,br> - В старших классах вы узнаете, что плоские фигуры изучает наука «Планиметрия», а объёмные фигуры «Стереометрия».
  3. Работа над темой урока.
    • Разминка:

      - Посмотрите внимательно на фигуры и найдите лишнюю, назовите общий признак.
      (Слайды №6,7,8)

      Общий признак: незамкнутые
      Общий признак: наличие углов
      Общий признак: геометрические фигуры

    • Графический диктант:
      одна клеточка вправо, две клеточки вправо вверх по диагонали, две клеточки влево, две клеточки вправо вниз по диагонали, одна клеточка вправо

      - Продолжите работу до конца строчки.
      - Что можете сказать о получившейся линии. (ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся).

    • Работа с треугольниками.

      - Про получившуюся линию вы сказали, что она самопересекающаяся. А какая фигура получилась при пересечении (треугольник). Почему? (3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
      - Дайте определение треугольника (замкнутая геометрическая фигура, имеющая 3 угла и 3 стороны).

      Практическая работа в парах.
      - Проведём мини-исследование геометрических фигур, которая будет состоять из нескольких этапов.
      - На вашем столе лежит конверт №1, откройте и достаньте геометрические фигуры.
      - Можно ли сказать, что это треугольники (да).
      - Я вам предлагаю найти периметр каждого треугольника (Р должен получится у всех фигур одинаковым).
      - Вычисляя периметр, какие действия вы выполняли (измеряли длины сторон и их складывали).
      - Что интересного вы заметили, измеряя длину сторон?
      ( у желтого треугольника все стороны равны, у красного треугольника две стороны равны, у зелёного треугольника все стороны разные).

      Обобщение.
      - Вы сейчас убедились, что у треугольников стороны могут быть разной длины, отсюда вытекают и названия треугольников. (Слайд №9)

      Закрепление.
      Работа в парах.
      - На столе лежат листы с изображёнными треугольниками. Определите заданную группу треугольников, их номера. Какой инструмент вам поможет?

      Контроль.

  4. Работа с информацией.
    - Мы сейчас много говорили о треугольниках. А кроме геометрии мы можем где-то встретить треугольники?
    - В каких предметах окружающего мира можем встретить треугольник? (Слайд №13)
    - Какой формы пакет молока? (пирамида)
    - Найдите у меня на столе похожую геометрическую фигуру.
    - Грани и основание этой пирамиды – треугольники. Но основанием пирамиды может быть любой многоугольник.
    - Давайте мысленно перенесёмся в Египет, где находится одно из чудес света – пирамида фараона Хеопса, в основании которой лежит квадрат. (презентация Антоновой)
    - После разрушения пирамида потеряла свой первоначальный вид. (Слайд №14)
    - Практическая работа. (Можно задать на дом).

    Используя данные текста, найдите:
    - периметр основания,
    - периметр квадрата, находящегося вверху пирамиды.

  5. Итог урока.
    - Сегодня на нашем уроке мы говорили о геометрии, о геометрических фигурах.
    - Где применяют знания по геометрии?
    - А где мы с вами можем применить свои знания по геометрии?
    - Я хочу вам предложить интересное задание. Представьте, что вы отдыхаете на реке, с вами малыш, который очень хочет пить, но из бутылки не умеет. Давайте попробуем ему помочь и изготовим стаканчик.

    Технология изготовления стакана:
    Возьмите лист бумаги, сделайте из него квадрат. Сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник. Затем один угол приложите с середине противоположной стороны, другой угол тоже к противоположной стороне. Верхние углы отогните. Что у вас получилось?

    - Как вы думаете, эта фигура плоская или объёмная? (объёмная)
    - Как можно получить плоскую фигуру из данной фигуры? (приложить к плоскости, листу)
  6. Рефлексия.
    - Интересно вам было на уроке?
    - Что особенно понравилось?
    - Кому было интересно, поднимите красный треугольник.
    - А кому геометрия показалась не очень интересной наукой, поднимите жёлтый треугольник.
  7. Домашнее задание.
    (Слайд №15).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6