Внеклассное мероприятие по физике на тему "Магия зрения"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить обучающихся с особенностями зрительного восприятия человека, научно объяснить некоторые явления зрительных иллюзий, связанных с преломлением света, дисперсией света.

Форма мероприятия: лабораторные работы по оптике в игровой форме

Возраст обучающихся: 8 класс

Материалы для лабораторных работ: Рисунки зрительных иллюзий, модель глаза, таблица « Зрение» из общеобразовательного курса оптики, материалы для наблюдения тени на сетчатке глаза, карандаш, линейка, бланки ответов участников игры, жетоны для жюри

Подготовительный этап для проведения мероприятия:

Жюри мероприятия: 2 обучающихся из обучающихся 10-11 классов. Знакомятся с программой мероприятия. Готовят для проведения мероприятия-жетоны для правильных ответов (в виде глаза из Египетских иероглифов), цветные жетоны для деления участников игры на группы.

Ведущий-маг (учитель): готовит программу мероприятия, оформляет вместе с помощниками-магами классную комнату, готовит материалы лабораторных работ, готовит сертификаты для победителей игры. В рамках подготовки к проведению мероприятия обучающиеся-участники должны пройти в школьном курсе темы «Глаз», «Близорукость», «Дальнозоркость», «Оптические приборы».

Помощники-маги: 2 обучающихся 8 класса - проводят вместе с учителем-магом мероприятие, готовят для проведения классную комнату, материалы для лабораторных работ.

Оформление класса для проведения мероприятия: на доске эпиграф:

«Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств» Д. Аддисон

класс оформлен моделью глаза, плакатами по близорукости и дальнозоркости, плакаты или фотографии, слайды « Мираж», « Гало», « Венцы», «Радуга».

Столы расставлены для формирования 4-х групп-участников, стол жюри, столы для лабораторного оборудования.

Ход мероприятия

Формирование групп участников. Всем присутствующим обучающимся члены жюри при входе в кабинет предлагают выбрать цветной жетон (выбор случаен) и пройти за стол с указанным цветом жетона. В результате формируются четыре стола участников , разделенных по цветовой гамме.

Первый этап мероприятия:

Учительмаг (в мантии и чалме) приветствует участников игры:

В магической лаборатории приветствуем гостей!
Сегодня многое узнаете из наших радостных речей.
Сегодня Вы про глаз узнаете то, что не знали до сих пор.
И тайны глаза разгадаете, о них сейчас наш разговор.

1-ый помощник (у модели глаза):

Великий Леонардо да Винчи в XVI веке при анатомировании человеческого глаза пришел к выводу, что глаз работает как камера-обскура. Знаменитый астроном Иоганн Кеплер сумел построить точную оптическую схему глаза, наиболее верно описал ход лучей внутри него. Он высказал правильное предположение: лучи, собранные хрусталиком, дают на светочувствительной сетчатке глаза, как в камере-обскуре, перевернутое изображение. Исследования физиков и врачей XX века показали, что это соответствует истине: мозг, а не глаз меняет « низ » с « верхом» еще раз ,облегчая нашу ориентацию в окружающем мире.

2-ой помощник:

Вот Вам сюрприз!
Глядите на предмет, а видите его вы верх ногами!
Не может быть! Так в чем же здесь секрет?
Сейчас увидите своими Вы глазами!

Проводится лабораторная работа «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза». На выполнение дается 5-7 минут.

Приборы и материалы (четыре комплекта): четный лист бумаги 40х60 мм с отверстием диаметром 2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм. Лист для протокола лабораторной работы.

Ход работы:

  1. Получите тень от какого-либо предмета на сетчатке глаза, например от листочка бумаги. Для этого поднесите к глазу лист черной бумаги с малым отверстием на расстоянии 5-7 см на хорошо освещенный предмет (окно, лампу). Между отверстием и глазом расположите листок бумаги треугольной формы так, чтобы острый угол был виден на фоне светлого отверстия. Какое изображение вы видите прямое или перевернутое?
  2. Сделайте чертеж наблюдаемого изображения.
  3. Перемещайте треугольный листик вниз, вверх, право, влево и каждый раз отметьте направление полученного изображения.
  4. Сделайте вывод из проведенных наблюдений.
  5. Карту с записями эксперимента и чертежом передайте жюри.

(Жюри проводят оценку работ)

Второй этап мероприятия:

Учитель:

Как все прекрасно. Видите отлично!
Но я сегодня вам замечу лично,
Что глаз от совершенства наш далек,
И человека он в обман оптический вовлек.
Помощники скорее помогите:
Иррадиацию и астигматизм нам покажите!

1-ый помощник: Человеческому глазу черные участки изображений кажутся меньше белых участков такой же величины. Эта странная иллюзия называется « иррадиация».

Проводится лабораторная работа по иррадиации зрения. На выполнение дается 5-7 минут. Участникам раздаются материалы: линейка, циркуль, карандаш, рисунок:

Взгляните издали на рисунок и скажите: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном промежутке между верхним и нижним черным кружком: четыре или пять ?. Отчет запишите в бланк ответов. А теперь возьмите циркуль, линейку и , проведя. Необходимые измерения, ответьте опять на тот же вопрос : сколько кружков поместиться между верхним и нижним черным кружком ? Ответ запишите в бланк ответа с комментарием. Передайте бланк жюри.

(Жюри проводят оценку работ)

Проводится лабораторная работа по наблюдению астигматизма. На выполнение дается 5-7 минут. Предлагается группа рисунок:

Если посмотреть на рисунок одним глазом, то из четырех букв этой надписи не все покажутся вам одинаково черными. Заметьте, какая из букв всего чернее, и поверните рисунок боком. Произошла ли перемена? Какая из букв теперь кажется более черной? Запишите ответы в бланках работы с комментарием. Предайте бланки жюри.

2-ой помощник: Астигматизм это заболевание роговицы глаза. При этом она имеет яйцевидную форму. Это состояние приводит к ухудшению видимости как близких, так и дальних предметов. Наш глаз по различным направлениям не вполне одинаково преломляет лучи, а поэтому мы не можем сразу видеть одинаково и отчетливо, и вертикальны, и горизонтальные, и косые линии.

Третий этап мероприятия:

Учитель:

Секретов у природы много.
И в оптике они припасены.
Отправишься в пустыне ты в дорогу-
Тебя сопровождают миражи.
А радует цветами всей палитры
Нас мост на небе после сильного дождя.
А иногда, в мороз и в холод лютый
вокруг Луны и гало радует тебя.
Но в чем причина, кто ответить сможет?
Кто нам рисует эти миражи?
Ответь, в этом оптика поможет.
Ты только повнимательней смотри!

Участникам раздаются картинки с изображением 1стол- Гало вокруг Луны, 2 стол- радуга,3-стол- верхний мираж, 4-стол- нижний мираж. Участники должны заполнить таблицу и защитить свой ответ .На выполнение задания 5-7 минут.

Таблица ответа:

Название явления Причина возникновения. Схема явления.
   

Бланки передаются жюри. Пока идет защита 3 этапа игры. Жюри подводят итоги и объявляют результаты лабораторных работ. За каждую правильно выполненную работу выдается жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры.

Четвертый этап. Заключительный.

Учитель: Вы все прекрасно постарались

Узнали многое о зрении!
А оптика не просто магия - а настоящее учение!
Участников всех поздравляем мы!
И дарим Вам всем в заключении
Вот эти маленькие памятки
«Гимнастика для глаз и зрения»!

Вручаются всем участникам игры памятки «Гимнастика для глаз при всех видах близорукости». (Приложение 1).