Преподавание ОБЖ. "Меню старшеклассника"

Разделы: ОБЖ


Цель: Обобщить и углубить знания учащихся об основах рационального питания и научить учащихся применять полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания уч-ся по основным понятиям данной темы;
  • Научить учащихся составлять суточное меню с учётом энергетических затрат человека;
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формирование коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом;
  • Развитие у учащихся интереса к урокам ОБЖ.

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие:

  • Формирование ЗОЖ, через основы правильного питания.

Оборудование: медиопроектор, компьютер, таблицы, карточки задания, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (презентация, слайд 1)

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята!
- При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

“Здравствуйте, доброго здоровья!”, “Как ваше драгоценное здоровье?!”

И это не случайно, ведь ещё в Древней Руси говорили: “Здоровья не купишь”, “Дал бы бог здоровья, а счастья найдёшь”.

- Что значит быть здоровым?

Учащиеся: Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильно питаться и т.д.
Учитель: “Каковы еда и питье, таково и житье” – гласит народная мудрость. Для чего мы употребляем пищу?
Ученики: Для того, что бы: жить, расти, получать энергию.
Учащиеся: С помощью пищи, еды.

Учитель: (презентация, слайд 2)

- Тема нашего урока “Меню старшеклассника” и сейчас вместе с вами сформулируем цели нашего урока:

Цели урока: (презентация, слайд 3)

  • Обобщить знания о правильном питании человека;
  • Научиться восполнять и пополнять энергию затраченную человеком в течение суток, через рациональное питание;
  • Составить суточное меню.

II. Проверка домашнего задания: (презентация, слайд 4)

Практическая работа №1: (приложение 1)

Учитель: На последнем занятии вам было предложено с помощью таблиц: “ Энергозатраты человека” (приложение 1) рассчитать, сколько энергии вы затратили в течение дня.
Задание 1: определите, средне арифметическое вашей группы, затрачиваемой энергии в течение дня.

Работа учащихся в группах: обсуждение, заслушивание учащихся.

III. Актуализация знаний: (презентация, слайд 5-10)

Учитель:

- Для восстановления энергетического равновесия мы и употребляем пищу. Пища при сложных химических процессах расщепляется с выделением энергии, которая так необходима для нашего организма. В питании есть свои правила это правила рационального питания и сейчас мы их вспомним.

Учитель читает поговорки, пословицы учащиеся формулируют основные принципы рационального питания:

  Ответы учащихся
- Умеренный в еде - всегда здоров. Хинди. Умеренность;
- Лучше недоесть, чем переесть.  
- Еда - существенная часть сбалансированной диеты. Сбалансированность;
Фран Лебовиц.  
- Самое вкусное блюдо то, которое ешь голодным. Четырёх разовый приём пищи;
Эфиопская пословица.  
Мясо и хлеб проза питания, а фрукты поэзия питания. Биологическая полноценность;
- Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной. Разнообразие.

Учитель:

- И действительно в переводе с латинского рациональный это - расчёт, мера, разумный, обоснованный.
- На предыдущих уроках мы рассматривали пирамиду правильного питания, которую предлагают врачи. Давайте вспомним, какие составляющие в неё входят?

Учащие: Это белки, жиры, углеводы.

Учитель: Действительно для жизнедеятельности человека необходимы и белки, которые являются строительным материалом нашего организма, и жиры, так как они поставляют в организм витамины А, D, Е и К и служат источником энергии для человека в период пассивного состояния, и также углеводы, которые поступают в кровеносную систему, снабжают энергией мышечную ткань, мозговые клетки и центральную нервную систему. Кроме них мы должны также получать микроэлементы, витамины, соли, воду.

Практическая работа №2: (презентация, слайд 11-12, приложение №2)

Учитель: Сейчас вам предстоит составить пирамиду здорового питания для своей группы. На карточках перечислены продукты, которые должны быть использованы.

Задание 2: Расположите набор продуктов в пирамиде здоровья.

Обсуждение в группах: Заслушивание учащихся.

Учитель: Не существует ни одного идеального продукта - это значит, что независимо от того, насколько мы любим тот или иной продукт, ели бы мы ели только его, то мы бы заболели. Очень важно есть каждый день разнообразную пищу для того, чтобы жить, расти, оставаться здоровым.

Физкульт минутка: (презентация, слайд 13)

  • Поднимает руки класс – это раз.
  • Повернулась голова – это два.
  • Руки вниз – вперед смотри – это три.
  • Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.
  • С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.
  • А на шесть – в ладоши хлопнуть.
  • И на семь – ногою топнуть.
  • А на восемь – потянуться.
  • И на девять – улыбнуться.
  • Что ж заряд хороший есть?
  • Можно нам теперь и сесть.

Учитель: (презентация, слайд 14)

- При проведение физкультминутки мы затратили с вами энергию и что бы её восполнить нам необходимо подкрепиться и вам предлагается составить меню для вашей группы, которое бы восполнило энергетическое равновесие вашего организма за сутки.

Помните, что энергетическая ценность продукта определяется его калорийностью!

Калория – это единица энергии, которую несет в себе любой продукт. Под калорийностью пищи подразумевается то количество энергии, которое выделяется при ее расщеплении.

IV. Применение полученных знаний на практике: (презентация, слайд 15)

Практическая работа №3: (приложение 3)

Задание 3:

С помощью таблицы составьте меню старшеклассника.

Учитывая рекомендации суточной калорийности: (расчёт проводим с учётом затраченной энергии в течении дня вашей группы).

Завтрак – 25%
Обед – 35%
Полдник – 15%
Ужин – 25%

Отчёт по группам: Выбор идеального меню для класса.

V. Выводы и обобщения по уроку (презентация, слайд 16)

Учитель:

- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог урока и сделаем вывод.
- Каким должно быть питание?

Учащиеся: Питание должно быть сбалансированным, полноценным и разнообразным.
Учитель: Чему вы научились на уроке?
Учащиеся: На уроке мы научились составлять суточное меню для старшеклассника.

“Есть и пить нужно столько,
Чтобы наши силы
Этим восстанавливались,
А не подавлялись”.

Цицерон.

VI. Рефлексия: нарисовать смайлики.

VII. Домашнее задание: (дифференцировано)

1 уровень: составьте индивидуальное суточное меню для себя.
2 уровень: составьте суточное меню для вашей семьи.

Литература:

  1. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
  2. cookup.ru/catering/energ_zatrati.html
  3. www.bulanoff.ru/…/12_energeticheskij_obmen_pri_fizicheskoj_rabote.htm
  4. www.mcvita.ru/know/table_2.html

Приложение 5