Внеклассное мероприятие по литературе и французскому языку по теме "Великие страницы искусства Франции и России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство с художественным направлением в искусстве Франции и России (импрессионизм). Импрессионистское описание природы в разных видах искусства (в литературе, музыке, живописи).
  2. Научиться «читать историю души» через изображение природы, через язык образов, красок и звуков и создавать словесный пейзаж настроения.
  3. Формирование межкультурной компетенции при изучении темы (влияние французского импрессионизма на развитие русской культуры).

«Душа ваша – пейзаж».
Поль Верлен.

Ход мероприятия

Мы называем эпоху импрессионизма великими страницами искусства Франции. А начиналась она примерно так.

Ведущий. Париж. Март 1887 года. Винсент Ван Гог приезжает в Париж. Его встречает брат Теодор.
Винсент. Париж! После всех этих лет!
Теодор. Да. Париж. Столица Европы и столица живописи. Значит, ты не получил мое последнее письмо?
Винсент. Нет, как будто не получил. А что ты в нем писал?
Теодор. Я писал, что мне разрешили выставить в моей галерее импрессионистов.
Винсент. Кого же ты выставил?
Теодор. Моне Дега, Писсаро, Лотрека и Ренуара.
Винсент. Не видел ни разу. Отчего ты так лукаво улыбаешься, Тео? Что это значит?
Теодор. О, ровно ничего. Ты скоро сам все поймешь. Мы выбрасываем за борт почти все, что считалось в живописи священным.
Винсент. Тео, почему ты молчал? Почему я ничего не знал? Почему я не приехал в Париж раньше?
Теодор. Довольно слов. Пойдем со мной, и ты сам все поймешь.

Сцена в парижском кафе. Столики, за которыми собрались французские художники, окружены холстами только что законченных живописных работ. Тихо звучит музыка – это играет небольшой струнный оркестр.

Ведущий. Кафе Гербуа, улица Батиньоль,11. Именно здесь собирались импрессионисты, именно здесь в жарких спорах рождалось новое искусство.

Танцевальный номер «Танго».

Ведущий. Из всех эпитетов, увенчавших славу Моне, титул «первооткрыватель света» - самый главный. Ибо Клод Моне освободил свет.
Его творчество – познание сущности света. Чтобы сохранить и донести до зрителя впечатление свежести, художник отказался от смесей и наносил на холст краски короткими мазками семи чистых красок спектра, словно приглашая нас в путешествие по радуге.

Стихотворение Поля Верлена «Закатные солнца».

Моне. В тумане, окутавшем гавань, медленно вставало солнце. Я наблюдал за ним из своего окна. Все в этом спектакле завораживало: вода, туман и солнце – символ будущего зарождался в настоящем. Это видение преследовало меня до конца жизни. В это утро началось мое постижение света. Я назвал картину «Впечатление. Восход солнца». А она дала название импрессионизму.

Ведущий. Одержимость театром была у Эдгара Дега врожденной. Изображением театральной жизни, сцены, балета он завоевал для искусства новые темы. Да и сами движения кисти напоминают чудесный танец, будто слышится трехдольный размер вальса.

Дега. Я пишу свои балетные композиции в мастерской, полагаясь на свою память, лишь изредка делая наброски в балетных классах. Очень хорошо копировать то, что видишь. Но гораздо лучше рисовать то, что удержал в памяти. Тогда изображаешь только самое необходимое.

Танцевальный номер. Вальс Жиро «Под небом Парижа».

Ведущий. Поставив целью раскрыть пеструю изменчивость жизни, импрессионисты начинали и заканчивали работу над холстом не в мастерской, а на открытом воздухе – на пленэре. С творчеством Писсаро в искусство ворвалась шумная пестрая толпа, суета парижских бульваров, мир трепетной жизни природы. Словно кто-то раскрыл мир, который прежде был серым.

Писсаро. В живописи нужно иметь всего лишь одного учителя – природу. С ней всегда нужно советоваться. Море и небо, люди и деревья так красивы именно в том виде, в котором их создала природа.

Теодор. Ну, как Винсент?
Винсент. Ох, Тео!
Теодор. Я знаю, что у тебя на душе. Ты ошеломлен? Это грандиозно, правда?
Винсент. Тео! Я должен учиться заново. Все что я делал до сих пор, неверно.
Теодор. Да, ты был импрессионистом с того самого дня, как взял в руки кисть.
Винсент. Я ощущаю огонь в себе, который не могу потушить. Будто бы солнце проникает в сердце и излучает свет – свет, в котором любовь и жизнь.

Ведущий. Впереди их ждут разные судьбы: долгая и всемирная слава – Моне, скромная и по-своему счастливая жизнь - Писсаро, одиночество и слепота – Дега, судьба изгоя Лотрека. Ван Гогу остается жить всего 4 года. Четыре года до того часа, когда он выйдет в хлебное поле и выстрелит в себя. Теодор Ван Гог не сумеет пережить смерть горячо любимого брата и умрет спустя год. Но сегодня март 1886 года, они молоды и счастливы. Счастливы своим беззаветным служением искусству.

Les meilleurs musées du monde entier cherchent à avoir des tableaux des peintres impressionistes: Monet, Pissaro, Manet, Renoir, Degas. Faisons un petit voyage à cette époque-là.

Ведущий. Paris. Mars. 1877. Van-Gogh arrive à Paris où il rencontre son frère Théodor.
Vincent. Paris! Après tant d’années! Oui, Paris! La capitale de l’Europe et la capitale de la peinture!
Théo. Cela veut dire, que tu n’a pas reçu ma dernière lettre?
Vincent. Non, il me semble que non. Et qu’est-ce que tu y avait écrit?
Théo. Je t’ai écrit qu’on m’avait permis d’exposer les impressionists dans ma galerie de tableaux.
Vincent. Et quels sont les noms de ces impressionistes?
Théo. Monet, Degas, Pissaro, Renoir, Lotrec.
Vincent. Je n’ai jamais vu leurs tableaux. Mais pourquoi tu as le sourire malin aux lèvres, Théo? Qu’est-ce que cela veut dire?
Théo. Oh! Rien du tout! Tu vas tout comprendre au bout de quelque temps. On rejette presque tout ce qu’on croyait sacré, saint dans la peinture.
Vincent. Théo, pourquoi tu gardais le silence? Pourquoi je ne savais rien? Pourquoi je ne suis pas venu à Paris plus tôt?
Théo. Assez de mots! Allons et tu vas tout voir toi-même.

Сцена в парижском кафе. Столики, за которыми собрались французские художники, окружены холстами только что законченных живописных работ. Тихо звучит музыка – это играет небольшой струнный оркестр.

Ведущий. Café Guerbois, rue Batignole, 11.

Танцевальный номер «Танго».

Ведущий. De toutes les epithetes glorieuses de l’oeuvres de Monet, le titre de celui qui a ouvert la couleur, est le principal. Claude Monet a libéré la lumière. Son oeuvre est de comprendre le sens de la lumière.

Ведущий. Pour garder et faire voir au spectateur l’impression de la fraicheur, le peintre a refusé le mélange des couleurs à l’huile, il appliquait des couleurs sur une toile par de courts coups de pinceau. Sept couleurs du spectre, comme s’il voulait nous inviter à faire un voyage sur l’arc-en-ciel.

Soleils couchants.

Paul Verlaine

Monet. Il faisait de la brume dans le port et dans cette brume se levait le soleil. Je l’admirais de ma fenêtre. C’était un spectacle charmant: l’eau, le brouillard et le soleil. Le soleil est le symbole de l’avenir qui vient de naître…Ge spectacle me poursuivait jusqu’à la fin de ma vie. Ce matin-là j’ai commencé à concevoir la lumière. J’ai donné le titre à cette toile «Impression Soleil levant». Je veux render palpable l’impression de l’air, du vent, de la lumière. L’atmosphère doit se mettre à vibrer, les couleurs à chanter les lignes à palpiter…..

Ведущий. Ce désir a donné au nouveau style de la peinture le titre «l’impressionisme».

Ведущий. Edgar Degas aimait le théâtre dès son enfance. En admirant le ballet il a ouvert les nouveaux sujets pour les arts plastiques. Même les mouvements de son pinceau étaient généralement rythmée par la dance merveilleuse. Il semble qu’on entend la mélodie de la valse, sa rythme musicale.
Degas. Je peins mes toiles dans l’atelier selon ma vision personelle, m’en rapportant entièrement à ma mémoire. Parfois travaillant sur le motif, je fais des esquisses des danseuses en attente dans les coulisses de l’Opéra. C’est bien de reproduire ce qu’on voit. Quant à moi, j’aime mieux peindre ce que ma mémoire a gardé. A mon avis, à ce moment je peins ce qui est vraiment nécessaire.

Танцевальный номер. Вальс Жиро «Под небом Парижа».

Ведущий. Camille Pissarro est un des représentants typiques de la peinture impressioniste. En admirant les toiles de Pissarro, on voit les boulevards parisiens, la foule bruyante et bigarrée, la vie de la nature frémissante. Son oeuvre a colorié le monde qui était autrefois gris.

Pissarro. Il existe une seule maitre dans la peinture. C’est la nature. Nous tentons un morceau de nature. Je m’applique à montrer ce que je vois au moment où je le vois et comment je le vois. Chacun doit préserver son independence artistique.

Клод Дебюсси «Звездная ночь».

Théo. Ça va, Vincent?
Vincent. Oh, Théo!
Théo. Je sais ce que tu as au fond de ton coeur. Tue s choqué? C’est super, n’est-ce pas?
Vincent. Théo, je dois recommencer mes etudes. Tout ce que je faisais dans ma vie, c’était une erreur, c’était faux.
Théo. Oui, tu étais impressioniste à partir du jour où tu as pris entre tes mains le crayon et le pinceau.
Vincent. Je sens le feu dans mon coeur et je n’arrive pas à l’éteindre. Comme si le soleil y est entré et rayonne la lumière, la lumière dans laquelle on sent l’amour, la vie.

Ведущий.

Les épreuves différentes attendaient ces jeunes peintres.
La longue vie et la gloire mondiale de Monet.
La vie modeste, mais heureuse de Pissrro.
La solitude et la cécité de Degas.

Ведущий. La vie tragique de Vincent Van Gogh. Il ne lui reste que 4 ans à vivre, 4 ans jusqu’au moment où près d’un champ de blé il s’est tiré une balle dans la poitrine.
Ведущий. Un an plus tard, son frère Théodor Van Gogh a décedé n’ayant pas pu supporté ce malheur.
Ведущий. Mais aujourd’hui c’est le printemps de 1887. Les peintres sont jeunes, braves. Ils sont heureux d’être au service de l’art.
Ведущий 1. Сегодня наш разговор пойдет об очень необычайном, солнечном, радостном искусстве, которое получило свое название импрессионизм, что в переводе с французского означает «впечатление». Тема нашего мероприятия «Великие страницы искусства Франции и России (импрессионизм в литературе, живописи, музыке)»

Выразительное чтение стихотворения Осипа Мандельштама «Импрессионизм».

Ведущий 2. Произведения импрессионистов дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что его окружает, - природой, городом, интерьером. Представители этого направления, будь то композиторы, живописцы, поэты, писали о том, что видели, слышали, ощущали вокруг себя – сады, поля, улицы, их краски, звуки, запахи. Авторы таких произведений пользовались чистым цветом, звуком, стараясь не смешивать их, не добавлять мрачных, черных тонов. Им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, тишину сада, шум города. Импрессионисты ценили очарование быстро проходящего момента жизни, его неповторимость и красоту.

Работа с эпиграфом.

Ведущий 1. Французский поэт Поль Верлен, обращаясь к художникам-импрессионистам, подчеркнул основную особенность в творчестве этих авторов: «Душа ваша – пейзаж».
Представители разных видов искусства едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека.
Такое изображение природы принято называть пейзажем настроения, для которого в литературе, живописи и музыке есть свои средства воплощения. Наша задача – научиться «читать историю души» через изображение природы, через язык образов, красок и звуков, а затем и самим стать импрессионистами, создавая словесный пейзаж настроения. В центре внимания сегодня импрессионистское описание природы в разных видах искусства.

Послушаем небольшой фрагмент из пьесы Клода Дебюсси «Лунный свет».

Сообщение учащегося «Импрессионизм в музыке».

Для музыки импрессионистов характерна лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, смена ритмов.
Чаще всего источником для создания произведений служили зримые картины природы, способные на языке музыки разбудить эмоциональный строй человеческой души. Дебюсси подчёркивал: «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их пульсацию». «Импрессионистичность» музыкальных произведений проявляется в многокрасочности гармонических «бликов и пятен», необычности инструментальных сопоставлений, тонкой игре тембров, повышенном чувстве колорита, его преобладании над мелодичным рисунком. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевают мир естественных человеческих переживаний, передают радостное ощущение жизни, как бы заново открывают поэтичный мир природы. Для характеристики импрессионистических произведений правомерны определения: музыкальная живопись и живописная музыка.

Ведущий 2. Манеру музыкального письма Дебюсси можно сравнить с акварелью и пастелью русского поэта А.А.Фета, дающего в своих стихах безграничные возможности колористических нюансов, ближе всего подходящих к определениям: «вполголоса», «шепотом», «напевая».

Выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь».

Сообщение «Образная система стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь».

Как живописец, Фет замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления, превращая мгновенное в вечное.
«В разрывы облак солнце блещет…». Как сквозь сито с синими отверстиями струятся солнечные лучи и, смешиваясь с темными струями приближающегося дождя, создают «завесу». А образовавшиеся от столкновения света и тьмы солнечные брызги рассыпаются, превращаясь в «золотую пыль», сквозь которую просвечивается зеленая опушка.
Фиксирует поэт и звуки: едва слышное трепетание воробья, стук «двух капель» в стекло и, наконец, барабанную дробь весеннего ливня.

Влияние А.Фета на творчество А.Блока.

Теснейшее родство выявляется при сравнении стихов первого тома (раннее творчество Блока) с поэзией Фета. Если Фет принципиально отстаивал узость тематики своего творчества, ограничивал ее сферой интимных качеств человека, то и юный Блок, весьма далекий от всяких жизненных забот и тревог, идет по стопам своего учителя. Более того, первая его книга «Стихи о Прекрасной Даме», по существу, воплощает одну тему – любви священной; даже диапазон лирики Фета оказывается для него широк. Когда же он пытается вырваться за рамки этой темы и хочет сказать свое слово о жизни, о смысле бытия человека, то неискушенность, неразвитость мысли приводит к такому откровенному повторению ранее слышанных строф, что нельзя не улыбнуться.

Все настоящее ничтожно,
Серо, как этот серый день,
И сердцу рваться невозможно,
Схватить мелькающую тень.

(«Все настоящее ничтожно…»)

В стихотворении возникает символический образ напрасно сгорающей души человека:

«Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя».

А вот фрагмент из стихотворения Блока:

«Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных,
Ни лета зрелого, ни молодой весны.
…Мне жаль, что день великий скоро минет,
Умрет едва рожденное дитя.
О, жаль мне, друг, – грядущий пыл остынет,
В прошедший мрак и в холод уходя!»

Одна из особенностей фетовской лирики – его постоянная приверженность к неопределенности, недосказанности. Как будто его все время влечет некая тайна, скрытая в переходах, в полутонах. Отсюда и пристрастие к употреблению конструкций с неопределенными местоимениями, подчеркивание неизвестности и невыразимости: «тяжкое что-то», «какой-то тайной жаждою», «какие-то носятся звуки». Той же цели служит и перeдача приглушенности звуков; едва ли не самые распространенные «звуки» в стихах Фета – шепот и шуршание: «Шепот, робкое дыханье…», «Тихо шепчет лист печальный. Шепчет не слова…» и т.п. Юный Блок очень хорошо почувствовал это своеобразие поэзии Фета. В стихотворении, посвященном его памяти, он воспроизводит начало, обильно насыщая текст «фетовской» лексикой:

Шепчутся тихие волны,
Шепчется берег с другим….

(«Памяти А.А.Фета»)

Та же приглушенность господствует у Фета в цвете. Он не чурается ярких красок, сочного звука, графического рисунка, но это, в его представлении, как бы передний план мира, а глубинный смысл явлений, сокровенная суть мира открывается взгляду художника в изменчивых бликах, в полутонах. Преобладающее «освещение» в стихах Фета – сумерки или лунная ночь. Любимый его образ – тени. В нематериальности ее, в постоянной изменчивости видит поэт вспыхивающую и мгновенно ускользающую тайну.

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье….»

Фет на параллелизме построил все стихотворение: мир природы и мир человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием. Оно построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Стихотворение написано в стиле импрессионизма.

Ведущий 1. Не менее выразительные произведения создавали импрессионисты в живописи. Их работы не соответствуют правилам академической живописи. Вместо продуманной композиции перед зрителем оказывался случайно увиденный уголок природы. Здесь нет места для условностей, для традиционной воздушной перспективы, здесь тени вместо глухих черных становились цветными и прозрачными.

Ведущий 2. Полутона, шепот, отблески предметов, дымка – это одна из граней поэтики импрессионистов. Другая грань – яркость цветовых решений, колоритность красок, эмоциональная насыщенность. Эти черты больше присущи русскому импрессионизму. Полны жизнеутверждающего пафоса многие картины И.Э.Грабаря и, конечно, всем нам знакомая «Февральская лазурь».

Искусствоведческая справка о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Писал свою «Февральскую лазурь» И.Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».
Февраль – это такое время в природе, когда солнце пошло на лето, а зима – на мороз. Вот уж действительно праздник лазоревого неба и жемчужных берез!
Картина воспринимается зрителем как торжественный гимн во славу природы.
И.Грабаря называли (и он сам не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света.

…Расцвечена летучей, быстрой кистью,
Колышет осень серебро и медь,
Вздыхают элегические листья,
И весь пейзаж вот-вот готов запеть.
Еще в венчальном золоте березки,
Но вьется снег, им косы серебря…
Они стоят, – мечтательны, неброски,
Как краски на полотнах Грабаря.

О влюбленности художника в родную природу свидетельствуют его картины. И.Э.Грабарь был поэтом русской природы. Назовем лишь некоторые из его работ: «Февральская лазурь», «Луч солнца», «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Под березами», «Ясный осенний вечер». Художник продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина… Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. Его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.
Пейзаж…Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нам пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа – это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь не случайно поэт Федор Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 1. Мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан с миром природы. «Великая и возвышенная книга природы», созданная мастерами слова, живописи и музыки, не перестает удивлять своим совершенством. Способностью заметить красоту среди случайного и поверхностного и отличались творцы импрессионистического искусства. В момент творчества они воплощают в своих произведениях лучшее, что есть в их мире и как бы растворяются в своем творении, отражая неясное, несбывшееся, смутное, неуловимое, сиюминутное движение души.

Выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Целый мир от красоты…»

Литература, французский язык:

1. Л.Т. Емофонова. Учебно-методический комплекс. МХК.
2. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы.
3. И. Пикулев. Русское изобразительное искусство.
4. Е.Я. Григорьева. Французский язык: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением русского языка.
5. Г.И. Бубнова, А.Н. Тарасова, Э. Лонэ. Французский язык, учебник для X класса школ с углубленным изучением французского языка.
6. Т.Н. Назарова, И.И. Скрябина. Французский язык, 5-11 классы.

Приложение.