Создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: единое информационное пространство школы


Стремительное распространение информационных и коммуникационных технологий является определяющим фактором развития мирового сообщества XXI века. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе:

  • Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;
  • Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
  • Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыков публичных выступлений, участия в дискуссии, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этих задач является формирование единого информационно-образовательного пространства школы. В данной статье мы хотим поделиться опытом поэтапного осуществления информатизации образовательного пространства в МОУ “Гимназия” г. Великий Устюг.

Что такое информационно-образовательная среда (ИОС) школы? Каковы ее структура и содержание?

Информационно-образовательное пространство – это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая активную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и создающая условия для формирования компетентного ученика. Цели создания ИОС должны быть тесно связаны с основными целями деятельности образовательного учреждения. В то же время, процесс информатизации оказывает существенное влияние на цели общего образования. Это отражается в новых требованиях к современной школе. Перечень таких требований приведен на сайте (http://www.educom.ru/ru/projects/future/state/php):

  • Обновленное содержание образования, внедрение ИКТ в образовательный процесс;
  • Активные формы учебной деятельности;
  • Инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация;
  • Новая роль педагога в школе;
  • Образовательная среда, в том числе – школа информатизации, включающая цифровые учебные инструменты и электронное цифровое хранилище работ учащихся и учителей, записей уроков;
  • Новые подходы к управлению школой.

Реализация этих требований к современной школе возможна при активном использовании ИКТ:

  • В качестве объекта изучения;
  • В качестве средства представления и получения знаний;
  • В качестве инструмента контроля знаний;
  • Для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;
  • В целях управления образовательным процессом.

Основными составляющими единого информационного пространства являются:

  • Технические ресурсы (физическая составляющая) – к ним относятся кабинеты информатики, предметные и специальные кабинеты (учительская, медпункт, библиотека и т.д.), программное обеспечение, оборудование передачи информации на расстояние;
  • Кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая) – она учитывает:

1. Общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
2. Выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
3. Желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала.

  • Учебно-методические ресурсы (информационная составляющая) – к ним относятся методические разработки уроков с применением ИКТ и мультимедийной техники. Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды школы являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы и региона страны.

Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что явится условием достижения нового качества образования.

Создание единого информационного пространства нашей школы является ключевым аспектом Программы развития на период с 2007 по 2012 год и предполагает несколько этапов: некоторые из них уже пройдены, а остальные необходимо решить.

К первому этапу мы относим:

  • Компьютеризацию школы;
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности;
  • Использование в учебном процессе компьютерных программ образовательного назначения;
  • Создание преподавателями презентаций, методических материалов, компьютерных тестов;
  • Использование учителями и учащимися сети Интернет.

Второй этап предполагает:

  • Формирование корпоративной сети;
  • Автоматизацию деятельности структурных подразделений школы;
  • Участие в сетевых мероприятиях, онлайновых конференциях, олимпиадах;
  • Использование лицензионного программного обеспечения.

На третьем этапе предполагается:

  • Введение системы электронного документооборота;
  • Вхождение в сетевое педагогическое сообщество;
  • Разработка и внедрение в учебный процесс дистанционного образования;
  • Создание единого информационного пространства школы.

В соответствии с программой развития в школе в основном завершен первый этап информатизации. Результатом реализации этого этапа стало оснащение двух кабинетов информатики новыми компьютерами и необходимой оргтехникой,13-ти учебных кабинетов интерактивными досками, 14-ти кабинетов мультимедийными проекторами. В школе активно используется мобильный класс, интерактивный холл. В 2007 году в рамках проекта “Гимназический союз России” в школе было установлено оборудование для проведения видеконференцсвязи, позволяющее осуществлять обмен опытом между школами, гимназиями; использовать образовательный потенциал различных высших учебных заведений, проводить Интернет-конференции. В 2008-2009 учебном году группой учащихся (руководитель – учитель английского языка Екимовская Ольга Геннадьевна) была организована интернет-дискуссия, проводимая на английском языке, на тему “Преимущества и недостатки СМИ”. В школе создана и постепенно пополняется медиатека, это дает возможность сопровождать учебные занятия презентационными материалами, видеофрагментами, компьютерными тестами. Для самостоятельной работы учащимся предоставляются информационные ресурсы на электронных носителях, электронная полнотекстовая библиотека, содержащая более 13 тысяч документов, художественную и специальную литературу, обучающие программы, также им открыт доступ в Интернет. Все учителя школы освоили начальный курс по использованию средств ИКТ и являются активными пользователями ПК.

Успешно реализуется 2 этап информатизации:

созданная локальная сеть с выделенным сервером объединяет 71 из 88 компьютеров в учебных и административных кабинетах школы. Это позволяет ученикам и учителям работать в информационном пространстве школы и иметь доступ в Интернет из любого учебного кабинета. Выход в Интернет и работу в локальной сети также обеспечивают 8 точек беспроводного доступа (класса Wi -Fi);

  • В школе используется лицензионное программное обеспечение;
  • Используется программное обеспечение для автоматизации библиотечной деятельности (автоматизированная библиотечная система Mark SQL);
  • Группой учащихся создан, постоянно обновляется и информативно расширяется школьный сайт (www. school.v- ustug.ru);
  • В школе работает бригада “Скорой компьютерной помощи”;
  • Организована работа школьной радиостудии;
  • Создан информационный центр школы, который стал центром творческой работы учащихся. Его основными направлениями работы являются:

1. Информационная деятельность учащихся и педагогов (поиск и сбор информации, подбор иллюстративного материала, сканирование, оформление электронных презентаций, издательская деятельность, организация и проведение общешкольных мероприятий с применением ИКТ);
2. Выставочная, проектная деятельность учащихся и педагогов;
3. Создание базы данных проектов учащихся, а также учебных и методических материалов преподавателей;
4. Выпуск сборников методических разработок учителей-предметников по использованию ИКТ в образовательном процессе;
5. Пополнение и обновление медиатеки.

На втором этапе информатизация уже не ограничивается стенами школы, а устанавливаются контакты с вузами (имеется первый опыт проведения научно-практической конференции “ИКТ в современном общеобразовательном учреждении” совместно с преподавателями и студентами Череповецкого государственного университета).

Начат третий этап информатизации гимназии. Используются дистанционные формы организации образовательной деятельности учителей и учащихся: ребята принимают активное участие в Интернет-проектах, проводимых Ярославским институтом информационных технологий. Многие учителя успешно проходят дистанционные курсы повышения квалификации, предлагаемые педагогическими университетами, по интересующим их темам и являются членами Педагогического клуба “Первое сентября”.

Для дальнейшего формирования единого информационного пространства гимназии необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них мы выделяем такие, как:

  • Формирование электронного банка первичной информации об учащихся (при приеме в школу) – это позволит вовлечь в процесс информатизации классных руководителей;
  • Формирование электронного портфолио учащегося (эта задача приобретает особую актуальность при переходе на профильное обучение) – при этом будут вовлечены в процесс информатизации учащиеся, родители, учителя-предметники, классные руководители;
  • Развитие информационного взаимодействия школы с внешней средой (здесь можно выделить обеспечение регулярного доступа в Интернет, участие в сетевых мероприятиях, конкурсах, конференциях, электронных олимпиадах, разработка новых форм работы с родителями через Интернет).
  • Создание школьного телевидения, которое позволит добиться высокой результативности в области воспитания и обучения через трансляцию программ дополнительного образования, программ, ориентированных на формирование гражданского общества и гражданской ответственности;
  • Создание системы “Открытый урок”, которая дает широкие возможности для проведения различных школьных мероприятий, расширяя рамки аудитории.

От реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

  • Повышение интереса учащихся к изучению школьных предметов;
  • Подготовка к самостоятельному усвоению дисциплины, организация разнообразных форм деятельности обучаемых по самообразованию;
  • Интеллектуальное развитие учащихся;
  • Использование различных форм организации обучения, обеспечивающих возможность выбора задания, темпа, объема и способа его выполнения, проверки ответов;
  • Расширение кругозора учащихся и формирование коммуникативных умений обучающихся;
  • Развитие навыков анализа информации, исследовательской деятельности;
  • Использование различных видов и форм организации деятельности учащихся (проектные индивидуальные, групповые).

Таким образом, основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Её создание и развитие – технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но именно ее решение позволит системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.

Список литературы:

  1. Баранова Т.А. Максимова, О.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения //Информатика и образование. 2007. № 1.
  2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.Бином. Лаборатория знаний. 2005.
  3. http://www.educom.ru/ru/projects/future/state/php.