От технологии гармонизации к принципам управления развитием личности

Разделы: Общепедагогические технологии


В 2010 году школе исполняется 20 лет, из них 10 лет она работает в условиях Федеральной экспериментальной площадки.

Школа формировалась в период становления Новой России – в начале 90-х годов ХХ столетия. Порушено было всё, начиная от ветвей власти, ценностей, политических и социальных структур и заканчивая сложившейся в советское время организацией образовательного процесса в школе.

Любое “новое” воспринималось с энтузиазмом, всё прошлое ставилось под сомнение, изменялось или исключалось вообще. Экспериментировали все и вся, во всяком случае, смело шли на это. Ведь даже, если имели место ошибки, то они прощались со ссылкой на то, что отрицательный результат в эксперименте – это тоже результат.

Вошла в эксперимент и наша школа, заявив о себе, как школа-центр гармонизации личности, став областной экспериментальной площадкой.

Изолированность микрорайона, отсутствие центров детского досуга, проблема занятости детей во внеурочное время требовали от нас решения и этих задач. Это было не только веяние времени, но и социальный заказ школе. Главное, детям, учителям и родителям хотелось сделать “хорошую школу”, где комфортно, уютно, где постоянный поиск, всеобщая увлекательная идея, где тебя любят, ценят и понимают. Потому всем по душе было название “Средняя школа № 42 – центр гармонизации личности”.

Трудно передать, как долго не принималась и даже вызывала раздражение идея гармонизации личности ребёнка в условиях нашей школы управлениями образования, учёными, сотрудниками Камчатского областного института повышения квалификации учителей.

Но мы стояли на своём, доказывая, какой смысл вкладываем в этот изумительный по содержанию, исторически давний термин “гармония”, который предполагает согласие с самим собой, социумом и окружающим миром. Шаг за шагом нами развивалась идея гармонизации личности, совершенно отличная от коммунистических постулатов прошлого. В центре внимания было развитие личности школьника через образовательный процесс.

У нас велось раннее обучение английскому языку, углубленное изучение химии, биологии, русского языка на второй и третьей ступенях обучения. Физическое развитие проводилось по программе спортивной школы на всех ступенях обучения.

Параллельно с этим разрабатывался экспериментальный проект “Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности”. Важнейшим условием гармонизации было удовлетворение базисных потребностей учащихся.

В 1999 году мы получили статус ФЭП для апробирования этого проекта.

Реализация экспериментального проекта потребовала изменения целей, задач, структуры и содержания методической работы, которая была направлена на повышение профессионального мастерства учителя, его личностно-профессионального развития в целях повышения качества образования. С этой целью была обновлена структура методической службы. Она дополнилась Экспертным (научно-методическим) советом, на котором совместными усилиями решались проблемы научной и методической работы.

Была сформирована психологическая служба школы, обеспечивающая психологическую поддержку учителю-экспериментатору. Кроме того, были созданы творческие лаборатории, временные и постоянные методические группы.

Каждая из структур методической службы решала задачу накопления и приобретения опыта работы по развитию ребёнка через удовлетворение его потребностей. Её обобщённым итогом стала разработанная нами технология гармонизации личности, представленная в виде “Требований к уроку...” и “Требований к внеклассному мероприятию...”.

Она включала такие активные формы обучения как групповая работа, мозговой штурм, дискуссия, а также учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание положительного эмоционального настроения на работу всех учащихся в течение всего урока; поддержание и одобрение школьников, столкнувшихся с учебными проблемами, объективность оценки знаний учащихся учителями.

Их выполнение каждым учителем и классным руководителем было обязательным условием. Для реализации этой технологии была разработана Программа повышения квалификации педагогических работников школы.

Она была направлена на личностно-профессиональный рост учителя, участвующего в инновационной деятельности, и включала в себя три блока:

  • Методический,
  • Научный,
  • Психологический.

Через методический блок проводилось изучение основных “Требований к уроку и внеклассным мероприятиям…”, моделирование урока с учётом “Требований…”, проведение диагностики выполнения педагогическими работниками школы “Требований к уроку и внеклассным мероприятиям…”.

В научный блок было включено обучение педагогов оформлению научных итогов, проведению самодиагностики по выполнению “Требований…”, способам диагностики анкетирования потребностей учеников.

Психологическое образование взрослых осуществлялось через проведение спецкурсов по темам:

  • “Возрастные психологические особенности школьников”,
  • “Основы самопознания”,
  • “Основы конструктивного общения”,
  • “Экологическая культура учителя”.

Диагностика выполнения “Требований к уроку...” и “Требований к внеклассному мероприятию...”, проводимая по специальному алгоритму, позволяла отследить, какое из "Требований…” реализуется, не реализуется или выполняется частично.

Проводимая в течение трёх лет диагностика показала положительную динамику в выполнении “Требований к уроку...” и “Требований к внеклассному мероприятию...”. Их реализация составляла 65-75%.

Это позволило нам заменить понятие “Требование...” более мягким “Рекомендации…”, что исключало категоричность, обязательность выполнения, а предполагало советы педагогическим работникам к их использованию, так как они стали постоянной практикой, опытом работы, и при органичном использовании давали высокие результаты по реализации экспериментального проекта школы в целом.

Для этого широко использовались образовательные технологии, позволяющие удовлетворять базисные потребности учащихся. Среди них блочно-модульное обучение, дидактические игры, исследовательская, проектная деятельность, зачетная система обучения.

Кроме того, создавались оптимальные условия для саморазвития личности учащихся. Шло формирование педагогической рефлексии учителя через самооценку, самоанализ, прогнозирование результатов собственной деятельности, изменение педагогического мышления.

Процесс удовлетворения потребностей ребенка в самосовершенствовании рассматривается нами как одно из важнейших условий саморазвития, которое в свою очередь является главным фактором гармонизации личности. Только учитель вместе с родителями может обучить ребенка технологиям самопознания, самоконтроля, самореализации.

В 2002 году была разработана воспитательная система школы, основанная на удовлетворении потребностей учащихся, которая определила основные педагогические задачи деятельности классного руководителя.

Она включала в себя организацию разнообразной творческой, личностно-значимой деятельности школьников в классе; создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно- полезной деятельности, психолого-педагогическое просвещение учащихся, обучение их приемам самоуправления и самовоспитания, развитие различных видов детско-взрослой деятельности.

Поэтому нами были расширены рамки эксперимента. Мы вышли на формирование у школьников ценностных ориентаций.

Технология развития ценностей через удовлетворение потребностей учащихся в ходе реализации “Рекомендаций к уроку...” и “Рекомендаций к внеклассному мероприятию...” была представлена в виде таблицы, где логично просматривалась научно-методическая цепочка “Рекомендации – потребности – ценности”. Среди них ценности труда, красоты, здоровья, здорового образа жизни, гуманного отношения между людьми.

Дальнейшее погружение в инновационную среду педагогических работников школы требовало преобразования самого учителя. Это побудило нас к внедрению акмеологического подхода в образовательном пространстве школы.

По рекомендации педагогического совета была создана акмеологическая служба школы.

Ею были разработаны предложения по организации и проведению цикла семинаров-тренингов, связанных с проблемой личностно-профессионального роста учителя. Кроме того, даны акмеологические рекомендации и алгоритмы составления акмеограмм как программ самосовершенствования и саморазвития учителя.

Составленные акмеограммы были разными по структуре и содержанию. В раздел “Использование современных образовательных технологий” у всех была включена реализация технологии гармонизации личности как условие развития нашего школьника в образовательном процессе.

Логично вытекал вывод о том, что “Рекомендации к уроку...” и “Рекомендации к внеклассным мероприятиям...” стали основополагающими идеями в их педагогической деятельности, то есть принципами управления развитием личности школьника. Это:

  1. Применение в ходе урока современных методов и приемов обучения: групповая работа, творческие задания, дискуссии, мозговой штурм.
  2. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в течение урока.
  3. Связь изучаемого материала с субъективным опытом учеников.
  4. Побуждение учеников к самооценке и самокоррекции, поощрение выражения собственной точки зрения. Доброжелательное принятие вопросов и предложений учеников использование их в ходе уроков.
  5. Создание ситуации успеха на уроке: поддержание и одобрение школьников, столкнувшихся с учебными проблемами. Недопущение в речи учителя повышенного тона, сарказма и насмешек.
  6. Оценка знаний школьников независимо от личного отношения к нему учителя и уровня успеваемости ученика.
  7. Анализ не только самого ответа, но и как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.
  8. Соблюдение приоритета личности ребенка: не входить в его внутренний мир без разрешения.
  9. Ориентация внеклассного мероприятия на познание окружающей действительности.
  10. Соблюдение правила “Стоп”: разговор может быть остановлен, если он кому-то неприятен.
  11. Оценка вклада каждого ребёнка в проведённое мероприятие.
  12. Создание условий для самовыражения каждого ребёнка на любом внеклассном мероприятии.