Урок русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока урока:

  • знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;
  • формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;
  • формирование умения отличать наречия от других частей речи;
  • употреблять наречия с дефисом при написании творческой работы;
  • работа над орфоэпическими нормами.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебники «Русский язык. 7 класс». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2008

Технологическая карта урока:

Эпизод модуля

Комментарии учителя

Действия учителя

Действия учеников

Эпизод 1.

Проверка домашнего задания.

Дома вы выполняли задание, и сам встретились такие слова, как кого-нибудь, кто-то, кого-либо, желто-зеленый и подобные. Как вы записали эти слова?

Проводит опрос учащихся. Задает вопрос: какие правила регулируют написание дефиса между частями слова в местоимениях и наречиях?

Ученики отвечают, указывая, что записали эти слова через дефис, вспоминают правила написания местоимений и прилагательных через дефис.

Эпизод 2.

Знакомство с наречиями, которые пишутся через дефис.

Мы вспомнили правила написания местоимений и прилагательных через дефис. Какие правила «работают» при написании наречий через дефис?

Рисунок 1

Предлагает ученикам высказать свое мнение, когда пишется дефис между частями слова в наречиях.

Ученики формулируют самостоятельно правила написания дефиса в наречиях, подставляют основы прилагательных и наречий к приставкам и суффиксам

Эпизод 3.

Работа по формированию навыка написания наречий через дефис.

Давайте прочитаем в учебнике правила постановки дефиса в наречиях и попробуем определить, в каких словах пишем дефис

Рисунок 2

Слова, которые не пишутся через дефис, помещены на задний план. Если ученик это слово переносит на овал, то его не видно. При ошибке ученика учитель возвращается к предыдущей схеме, чтобы ученик сам понял, какую ошибку допустил.

Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в овал. При ошибке возвращаются на предыдущую схему.

Эпизод 4.

Работа по разграничению наречий и прилагательных.

На доске два предложения, в одном из них наречие. Как определить, в каком?

Рисунок 3

Организует обсуждение, указывает на различные морфологические признаки этих частей речи

Ученики вспоминают признаки наречия и прилагательного, указывают, что наречие пишется через дефис, а прилагательное нет.

Эпизод 5.

Работа по закреплению написания наречий через дефис.

Как же разграничить наречия и прилагательные? Давайте распределим их в две группы.

Рисунок 4

Комментирует, организует обсуждение, исправляет ошибки

Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в две группы: наречия и прилагательные

Эпизод 6.

Выполнение тестового задания.

Перед вами тестовое задание. Надо найти один правильный ответ, поставить рядом с ним флажок.

Рисунок 5

Наблюдает за выполнением работы, помогает, если возникают вопросы

Один ученик у доски выполняет задание, остальные комментируют его ответ.

Эпизод 7.

Закрепление материала.

При разборе наречий всегда возникают вопросы, так как это совершенно особая часть речи. Давайте попробуем разобраться, где допущены ошибки.

Рисунок 6

Комментирует, исправляет ошибки

Ученики, анализируют представленный разбор наречий по составу, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают галочку к правильному ответу

Эпизод 8.

Работа по развитию речи.

На доске начало рассказа. Вам нужно его продолжить, используя наречия.

Рисунок 7

Наблюдает за выполнением работы, помогает , если возникают вопросы

Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки. Дописывают текст, читают, что получилось.

Эпизод 9.

Итог урока.

Как же определить, когда между частями слова в наречия пишется дефис?

Подводит итог урока

Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают правила написания дефиса

Домашнее задание: упражнение 251