Здоровьесберегающие технологии и профилактика вредных привычек

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Учитывая актуальность профилактики злоупотребления психоактивными веществами в современной школе и широкое распространение вредных привычек среди жителей и молодежи нашего поселка, недостаточность условий. Для ведения правильного образа жизни и досуга, ослабленное влияние семьи и общественности на формирование у детей привычек здорового образа жизни наша школа с 2000 года начала работу по формированию единой здоровьесберегающей среды, противодействующей разрушительным школьным тенденциям. В школе была проведена большая и сложная работа по формированию тех условий, которые способны удовлетворить индивидуальные запросы и интересы школьников, направленные на развитие и социализацию личности.

Школа участвовала с 2001 по 2005 год в областной целевой программе “Развитие образования Московской области” с проектом “Формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками”. Содержание проекта позволило активизировать внешкольную и внеклассную деятельность учащихся. Создать общешкольные молодежные организации, был накоплен методический материал по этой теме. Дважды на базе школы проводились семинары – региональный и районный по этой теме.

В 2005 году в школе был разработан проект “Формирование в школе единой здоровьесберегающей среды”. Его цель – воспитание у всех участников образовательного процесса активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддерживания этой позиции. Задачи – заинтересовать детей в выборе поведения , поступков, приносящих пользу здоровью, дать возможность школьникам выработать и реализовать активную жизненную позицию в отношении собственного здоровья.

Алгоритм действия школы по формированию единой здоровьесберегающей среды состоит из следующих пунктов:

  1. Оказание помощи детям в приобретении знаний о здоровом образе жизни.
  2. Формирование у детей убеждения – “Я хочу быть здоровым”.
  3. Создание условий для осознанного поведения – “Я должен быть всегда здоровым”.

В школе также разработана программа “Здоровье”, основными аспектами которой являются:

  • Медицинский контроль за состоянием здоровья детей;
  • Постоянный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе;
  • Организация работы групп лечебно-оздоровительной физкультуры в 1-6 классах;
  • Работа социально-психологической службы;
  • Работа по борьбе с вредными привычками;
  • Организация работы с педагогическим коллективом;
  • Организация питания учащихся, контроль за качеством и режимом питания;
  • Организация спортивно-оздоровительной работы в школьном летнем лагере “Солнышко”;
  • Проведение мониторинга здоровья детей.

На протяжении этих лет в школе проводятся разнообразные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями, с учителями, внедряются в урочную и внеурочную деятельность здоровьесберегающие технологии, анализируется психологический климат в школе в целом и отдельно в каждом классе, ведется контроль за изменением показателей заболеваемости школьников и пропусков уроков по болезни. Осуществляется мониторинг, постоянный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе. Понимая, какую роль для здоровья имеет правильное питание, администрация школы и классные руководители последовательно работают над улучшением качества питания в школьной столовой, организацией питьевого режима, формированием у детей культуры питания.

В школе более 10 лет работают группы лечебно-оздоровительной физкультуры (ЛФК) для учащихся 1-6 классов. Классы делятся на 2 группы по итогам медицинского осмотра, одна часть детей занимается с учителем физкультуры, а другая – с инструктором ЛФК в специально оборудованном помещении. В 5-7 классах введен дополнительный третий час физкультуры, где классные руководители обучают учащихся разнообразным тренингам и упражнениям по коррекции своего здоровья (например, для глаз, для позвоночника), также дети изучают, как правильно снимать утомление и восстанавливать психофизические ресурсы организма.

Сравнительная характеристика по заболеваемости учащихся школы за последние 2 учебных года говорит об улучшении здоровья. Так, заболеваемость органов пищеварения снизилась на 1% (4 человека), костно-мышечной системы на 2,5 % (10 человек), была 9,5%; нервной системы 3% (12 чел.).

Классный руководитель 8б класса Афанасьева Светлана Николаевна, автор программы “Здоровьесберегающие технологии”, апробированной в ее классе на протяжении уже трех лет реализует свою программу по трем этапам:

  1. “Береги свое здоровье” в 5 классе.
  2. “Плавание и физическая красота человека” в 6-7 классах.
  3. “Школа здоровья” в 8 классе.

Результаты работы этого класса за 3 года очень большие. Помимо изучения и применения оздоровительных упражнений, тренингов, народных игр, учащиеся вместе с классным руководителем с 6 класса еженедельно посещают бассейн, принимают общеукрепляющие фитосборы, что дало классу в 3 раза меньше пропускать уроки по болезни, чем было ранее и по сравнению с другими классами. Этот класс на протяжении последних двух лет является лидером общешкольного конкурса “Самый здоровый класс”. Несколько классных руководителей школы переняли опыт Светланы Николаевны и работают по ее программе.

Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные вещества, растет количество курящих детей.

Социально-психологическая служба школы ведет профилактическую работу с учащимися по вредным привычкам. Ею была разработана программа “Подросток”, которая направлена на создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ. Социально-психологическая служба проводит совместно с правоохранительными органами, медицинскими работниками беседы, лекции о наркомании, курении, алкоголизме, о здоровом питании, о проблемах развития детского организма, анкетирование, тестирование учащихся, консультации по самовоспитанию, показываются фильмы, проводятся ток-шоу. В школе оформлены стенды “Нет вредным привычкам!”, “Мы за здоровый образ жизни!”, “Я в этом мире. Мир во мне…”, материалы которых постоянно обновляются. Регулярно проводятся конкурсы плакатов, листовок, газет.

Большую работу проводят классные руководители по этому направлению – классные часы, уроки здоровья, участие в Днях Здоровья, участие во всех спортивных соревнованиях между классами, совершают прогулки в лес, краеведческие однодневные походы пешком или на велосипедах, посещают ледовые катки поселка и города Можайска.

В школе традиционно проводятся Дни Здоровья (они в школе проводятся раз в четверть, а еще школа стала обучать учащихся проводить Дни Здоровья в семье, чтобы учащиеся привлекали и родителей к здоровому образу жизни), встречи с медицинскими работниками, работниками ГИБДД, правоохранительными органами, проводятся конкурсы рисунков, плакатов, сочинений. В седьмой раз в школе проводился молодежный поселковый фестиваль “Молодежь за будущее России”. Цель фестиваля – воспитать у молодежи уважительное отношение к своему здоровью, увеличить знания участников фестиваля о негативных последствиях никотина, алкоголя и наркотиков, и дать навыки сопротивления к вредным привычкам.

Так, например, в 2007-2008 учебном году фестиваль был полностью посвящен здоровому образу жизни. Проводился конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни!”, конкурс эрудитов, спортивные соревнования, встречи с работниками районной комиссии по делам несовершеннолетних, с начальником детской комнаты милиции Рузского района и ее работниками, беседа с врачом на тему “Половое воспитание”.

В прошлом году тема фестиваля была “Здоровая семья – счастливая страна”. Учащимися были представлены агитбригады по теме фестиваля. Конкурс эрудитов состоял из трех заданий – дописать вторую половину десяти пословиц о семье; разгадать тест – вопросы, где проверялся уровень знаний учащихся о вредных привычках; и перечислить какие они считают семейные ценности счастливой семьи. В основном все учащиеся писали, что счастливая семья – это дети, любовь, уважение, взаимопонимание, поддержка друг друга, доброта между всеми членами семьи. Очень понравился всем конкурс компьютерных презентаций “Класс за здоровый образ жизни!”. Учащиеся каждого класса подготовили интересный материал, который показал, как каждый класс работает по школьной программе “Формирование здоровьесберегающих технологий”.

Перед фестивалем была оформлена фотогалерея “Моя здоровая семья” - это еще один из конкурсов фестиваля. Учащиеся всех классов рассказали в фотоколлаже, как их семьи отдыхают, занимаются спортом, проводят свободное время.

В этом году беседу о пользе и вреде косметики для девушек провела студентка пятого курса имени Менделеева, бывшая выпускница школы Надежда Богданова. А беседу для юношей о нравственном воспитании и роли мужчины в обществе провели директор школы Доронина И.В. и психолог школы Мухаева Н.З. К сожалению, запланированные встречи с медицинскими работниками Дороховской поликлиники не состоялись.

В конце фестиваля состоялся баскетбольный матч между учащимися школы и молодежью поселка.

На наш фестиваль приглашаются учащиеся соседних школ, в прошлом году в фестивале участвовало профессиональное училище №70 города Можайска. Учащиеся школы показывают свое небезразличное отношение к будущему России, к своей малой родине, к своему здоровью.

Учителя начальной школы с 2002 года работают по областной программе “Разговор о правильном питании”. Они обучают учащихся по специальным тетрадям, которые рассчитаны на 1.5 года. Но учителя школы на этом не остановились, они расширили программу и проводят интересные лекции, беседы, встречи с медицинскими работниками, привлекают родителей, проводят совместно праздники “Национальной кухни”, “Путешествие по глобусу”, где изучают традиции и блюда разных народов, проводят экскурсии в столовой. Учителя начальной школы проводят анкетирование учащихся и родителей. Причем родители отметили, что дети стали чаще просить приготовить полноценную еду, каши, а не бутерброды, чаще стали отказываться от чипсов, жвачек.

В этом году в летнем лагере “Солнышко” проходила защита проектов “Каким бы я хотел видеть меню в школе”. Наш школьный лагерь имеет экологическое направление в нем отдохнуло в прошлом году 70 учащихся 1-8 классов. Учителя вместе с учащимися продолжают вести спортивно-оздоровительную работу в лагере. Проводят всевозможные спортивные соревнования, конкурсы газет, праздники, походы и прогулки.

В школе с 2008 года реализуется программа “Семья”. Цель, которой способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Мониторинговые исследования показали, что родители испытывают “дефицит компетентности” по вопросам формирования у детей антинаркотических установок и ценностей здорового образа. Поэтому проводятся общешкольные и классные собрания конкретно по этой теме. Например, “Как сказать наркотикам “Нет!”, “Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков”, “Вредные привычки и пути их преодоления”. С апреля 2008 года в школе проводится в нетрадиционной форме родительский клуб. Где совместно с православной церковью, администрацией, учителями школы и дополнительного образования проводятся встречи о духовном и нравственном просвещении родителей, пропаганде и возрождению семейных ценностей и традиций, внедрению здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

В прошлом году в школе работало 34 объединения дополнительного образования, из них 9 спортивных секций (шейпинг, волейбол, гандбол, футбольная секция, софтбол, теннис, баскетбол, туристический, стрелковый кружки), которые ведут учителя школы, педагоги дополнительного образования, а также родители. Помимо, спортивных секций, в школе есть кружки – “Юный эколог”, “Здоровье школьника”, “Танцевальный”, “Фольклорный”, которые приобщают учащихся школы тоже к здоровому образу жизни.

Средняя образовательная школа не только обучает, ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.