Задания для проведения олимпиады по информационным технологиям для учеников 5–6-х классов

Разделы: Информатика


Олимпиады по информационным технологиям являются интеллектуальным соревнованием для учащихся школ. Здесь оцениваются творческие и практические умения в области информационных технологий. Любая олимпиада объединяет не только учеников, но и учителей, побуждают их к сотрудничеству, это проверенный способ выявить детей, имеющих способности в определенной предметной области, дать им импульс для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Важно, что ученики получают опыт интеллектуального соревнования, опыт командной работы. Уже несколько лет на базе нашей школы проходят олимпиады по информационным технологиям, где ученики показывают свои умения работы на компьютере.

Для участия в олимпиаде ученики должны обладать, необходимыми знаниями, умениями и навыками:

  • умение работать в INTERNET, поиск информации;
  • умение работать в графическом редакторе MS PAINT;
  • умение работать в текстовом редакторе MS WORD;
  • умение работать с MS PowerPoint.
  • работа с клавиатурой на русском и английском языках, проверка орфографии;
  • умение работать в инструментальной среде ЛогоМиры, умение программировать на языке Лого;
  • умение ориентироваться в новых программных продуктах.

По времени олимпиада длится 1час 20 минут. Участники олимпиады получают индивидуальные номера, им предлагается выполнить 4 задания (не более 20 минут). После выполнения очередного задания оно проверяется жюри. Одно из заданий оценивается учителями, которые сопровождают учеников участников олимпиады.

Задания:

№1. “ПАУТИНА”

1. Запустите PAINT. Нарисуйте паутинку.

Например:

, или , или .

2. Работу сохраните.

№2. “ЗАГАДКИ”

1. ВЫБЕРИТЕ и оформите в WORD загадки из предложенных. Отгадки ВЫ должны найти сами. Используйте рисунки и WordArt.

Бел, да не сахар, нет ног, а идет Зимой - звезда, весной - вода.

Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет
Что вниз вершиной растет? К вечеру умирает, по утру оживает.
Крашеное коромысло над рекой повисло. Сам дней не знает, а другим указывает.

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

Пример оформления:

Загадка: Отгадка:
Сидит девица в темнице,
А коса на улице

2. Работу сохраните.

№3. “ЧАСЫ”

1. Запустите PowerPoint.

2. На слайде нарисуйте часы. Например,

3. Нарисуйте 12 стрелок. От 12 часов до 12 часов.

4. Циферблат оставьте без анимации. Правильно определите порядок анимации стрелок. Эффект анимации-вспышка медленная. Определите время появления стрелок. Придумайте дизайн ваших часов.

5. Озаглавьте слайд “Часы”.

6. Работу сохраните.

№4. “СОБЕРИ ПАЗЛ”

1. Запустите Paint, откройте файл ПАЗЛ.

2. Соберите картинку.

3. Работу сохраните.

№4. “КРОССВОРД”

1. Используя таблицы в текстовом редакторе WORD, оформите и решите кроссворд:

    1. Единица информации, равная 8 битам.
    2. Отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов (сведения, разъяснения, изложение).
    3. Особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки.

2. Работу сохраните.

№5. “РАДУГА”

1. Запустите Paint

2. Выполните задание: Нарисуйте радугу.

3. Сохраните выполненную работу.

№6. “АЗБУКА МОРЗЕ”

1. Откройте файл МОРЗЕ, выполните задание:

Используя код азбуки Морзе, расшифруй и зашифруй слова.

Код Азбуки Морзе

Задание 3. Придумай свое секретное сообщение

2. Сохраните выполненную работу.

№7. “СОЛО НА КЛАВИАТУРЕ”

1. Выполните работу в текстовом редакторе WORD.

2. Откройте файл СОЛО, находящийся в папке МОИ ДОКУМЕНТЫ.

Происхождение систем счисления

Причина, по которой именно десятичная система стала общепринятой, не математического характера. Десять пальцев рук - вот первоначальный аппарат для счета, которым человек пользовался, начиная с доисторических времен. Именно счет на пальцах рук положил начало десятичной системе счисления.

Десятичная система счисления далеко не сразу заняла господствующее положение. В разные исторические периоды многие народы пользовались другими системами счисления. Широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. Ее происхождение связано тоже со счетом на пальцах, так как четыре пальца руки (кроме большого) имеют в совокупности 12 фаланг. Перебирая их по очереди большим пальцем, ведут счет от 1 до 12. Затем 12 принимают за единицу следующего разряда и т.д.. В устной речи остатки двенадцатеричной системы сохранились до наших дней: вместо того, чтобы говорить “двенадцать” мы часто говорим “дюжина”. Многие предметы ножи, вилки и т.д. считают именно дюжинами, а не десятками.

Остатки двенадцатеричной системы счисления имеются у англичан - в системе мер 1 фут =12 дюймам и в денежной системе 1шиллинг= 12 пенсам.

Шестидесятеричная система была распространена в Вавилоне. Эта система, как и двенадцатеричная, сохранилась и до наших дней в делении часа на 60 минут, минут на 60 секунд, в системе измерения углов, где градус= 60 минутам, 1 минута= 60 секунд.

У ряда африканских племен была распространена пятеричная система счисления.

У ацтеков и майя, населявших американский континент и создавших там высокую культуру, почти полностью уничтоженную испанскими завоевателями в XVI-XVII в., была принята двадцатеричная система счисления. Та же система была принята у кельтов, населявших Западную Европу, начиная со II тысячелетия до нашей эры. Следы двадцатеричной системы кельтов сохранились в современном французском языке: например, “восемьдесят” по-французски будет quatre-vingts, т.е. буквально “четырежды двадцать”. Число 20 встречается и во французской денежной системе: основная денежная единица- франк – делится на 20 су.

С математической точки зрения двенадцатеричная система счисления имеет преимущества перед десятичной. Т.к. число 12 делится на 2, 3, 4 и 6 , а число 10 делится только на 2 и 5, а больший запас делителей у числа, служащего основанием системы счисления, создает удобства в ее использовании.

Многочисленные следы различных систем сохранились до наших дней, однако, для выполнения вычислений мы всегда пользуемся десятичной системой.

3. Вставьте текст в первый абзац. В конце текста вставьте и заполните таблицу.

4. Учитывайте оформление.

Наиболее распространенной системой счисления является десятичная. Почему именно числу 10 отведена привилегированная роль? Человек, далекий от истории, ответил бы, что число 10- круглое, на него удобно умножать любое число, поэтому удобно считать десятками, сотнями и т.д. Дело обстоит как раз наоборот, число 10 круглое потому, что оно принято за основание системы счисления. При переходе к другой системе счисления, его “круглость” исчезает. В шестеричной системе счисления 1010=146.

Количество букв а  
Количество сочетаний чи  
Количество сочетаний кр  
Количество сочетаний ла  
Количество сочетаний встреч  
Количество сочетаний ра  
Количество сочетаний дес  
Количество сочетаний жул  
Количество букв о  
Количество сочетаний сч  
Количество сочетаний сис  

5. Работу сохраните.

№8. “КУБИК”

1.Запустите Paint, откройте файл КУБИК, находящийся в папке МОИ ДОКУМЕНТЫ.

2. Соберите из кубика следующие конструкции:

    

3. Работу сохраните.

Литература:

  1. Босова Л.Л., Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Информатика и ИКТ, Начальный уровень, Макарова Н.В., Питер, 2006.
  3. Тематический контроль по информатике. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К., Москва, Интеллект-центр, 2003.