Флористический КВН

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель: обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растительного мира.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о растительном мире;

  • воспитывать ответственность за свои действия, активность, инициативу, умение побеждать и проигрывать;

  • сделать общение с миром растений более интересным.

Оборудование: номера для жеребьевки; конверты с пословицами; “Черный ящик”; карточки с вопросами для “Черного ящика”; карточки с вопросами “Дальше, дальше...”; карточки “Загадки”; два “Волшебных мешочка”; муляжи или натуральные овощи и фрукты; плакат “Что растет на клумбе?”; карточки с вопросами “Устами младенца”; доска, цветные мелки; грамоты и подарки.

Особые указания: два ведущих; участники делятся на команды; выбираются капитаны; придумывается название команды, девиз, рисуется эмблема; приглашается жюри в количестве трех человек; перед началом КВН проводится жеребьевка, определяющая порядок участия команд; КВН проводится в виде конкурсов-соревнований между командами.

Ход мероприятия.

1-й ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж Вас мы поджидаем, без Вас речей не начинаем!

2-й ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы начинаем КВН!

1-й ведущий: Мы верим в Ваш успех и желаем отличных ответов!

2-й ведущий: Не забывайте о правилах игры:

  • Работайте так, чтобы не мешать и случайно не подсказать другой команде.

  • Отвечать быстро и четко.

  • Не забывайте о шутке. Будьте веселыми и находчивыми!

1-й ведущий: Прошу познакомиться с многоуважаемым жюри в составе: ...

2-й ведущий: Первый конкурс “Давайте, познакомимся!”. Команды должны представиться: название, девиз, эмблема, приветствие командам-соперникам.

1-й ведущий: А теперь начнем разминку для ума.

Конкурс “Загадка”: командам по очереди загадываются загадки. Жюри определяет количество правильно угаданных загадок и выставляет баллы.

Загадки для первой команды

Загадки для второй команды

Загадки для третьей команды

Посреди двора – золотая голова.

(Подсолнух)

Растет не на суше – голова из плюша.

(Рогоз)

Чем больше колец-
тем старше жилец.

(Дерево)

Под землей птица
гнездо свила,
яиц нанесла.

(Картофель)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Сидит мужичок
на грядке
Весь в заплатках:
Кто не взглянет –
тот заплачет.

(Лук)

Красная девица
росла в темнице.
Люди в руки брали,
косу срывали.

(Морковь)

Широкие листья
на длинном стебле.
Лекарственный корень
глубоко в земле.

(Лопух)

Лежало на свету –
просилось в темноту.
Да и там покоя нет –
как бы выбраться на свет.

(Зерно)

Я – синего цвета,
расту в тени лесной,
и в просеке сосновой
киваю головой.

(Колокольчик)

Колосится в поле рожь.
Там во ржи, цветок найдешь:
ярко - синий и пушистый, только жаль,
что не душистый.

(Василек)

Они – в солнечной сказке,
как бабочек стая.
Девчоночьи глазки
их все называют.

(Анютины глазки)

Что же это за девица,
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год.

(Ель)

Стоит столб до небес,
а на нем – шатер – навес,
красной меди
столб точеный,
а навес сквозной, зеленый.

(Сосна)

Не сосна и не елка,
только осень на порог –
скину с веток все иголки,
до единой, точно в срок.

(Лиственница)

Русская красавица
стоит на поляне,
в зеленой кофточке,
в белом сарафане.

(Береза)

Ягоды – не сладость,
зато глазу – радость,
и лесам – украшение,
и дроздам – угощение.

(Рябина)

Все дрожат ее листочки
даже в жаркий летний день.
А под ней растут грибочки.
В красных шляпках набекрень.

(Осина)

На припеке у пеньков
много тонких стебельков,
каждый тонкий стебелек
держит алый огонек.
Разгибаем стебельки, собираем огоньки.

(Земляника)

На кусточки, под листочки
кто-то бусы бросил.
Вся поляна – в черных точках у зеленых сосен.
Под листом,
на каждой ветке,
сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
руки вымажет и рот.

(Черника)

Аленький, маленький, круглый, блестящий.
С каждым денечком
все слаще и слаще.
В руке его тросточка,
внутри его - косточка.

(Вишня)

Меж клюквы и морошки, жилец лесных болот,
на кочке мох без ножки,
куда ни глянь - растет.
Он снизу седоватый,
повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты, нарви его скорей.

(Сфагнум)

Вот стоит
обычный стол
Или рама, двери, пол.
И пенал красивый ваш
Острый этот карандаш,
Ну а стул, скамейка, парта…
Оглянись – все вокруг
Это наш зеленый друг.

(Лес)

В нашей комнате растет,
никогда он не цветет.
Листья у него - как перья.
А в народе есть поверье:
где в лесу он зацветет, человек там клад найдет.

(Папоротник)

2-й ведущий: Для участия в конкурсе “Художник - виртуоз” приглашаются художники, которые с завязанными глазами должны нарисовать цветок. Побеждает тот, у кого цветок будет похож на цветок..

1-й ведущий: Конкурс “Черный ящик”. Командам по очереди зачитывается задание. Через минуту заслушивается ответ, о каком растении идет речь. Жюри оценивает правильность и полноту ответа.

1. В “Черном ящике” находится свежая ягода, за которой в одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле, и даже весной. Ягода, пролежавшая зиму под снегом, становится еще вкуснее и слаще осенней. В переводе с латинского языка название этой ягоды означает “кислый шарик”. Способность в течение длительного времени сохраняться без ущерба для качества у ягод объясняется высоким содержанием бензойной, лимонной и хинной кислот, обладающих бактерицидными свойствами. Отдельные побеги этого ягодного кустарничка живут до 18 лет, а возраст всего растения может достигать нескольких сотен лет. Витамины С и Р - активные вещества, содержащиеся в ягодах, укрепляют стенки сосудов, активизируют обменные процессы. Кисель, пастила, компот, мусс, морс, сок, варенье из этих ягод способствуют возбуждению аппетита, понижению температуры у больных, полезны при простудных заболеваниях, ревматизме, как лечебное средство против атеросклероза. Солей калия и магния в ней больше, чем в яблоках, а железа столько же, сколько в бананах, лимонах или винограде. Эта ягода источник прекрасного, безвредного ярко-красного пищевого красителя. Ее можно использовать и для окраски ткани и шерсти. Первые попытки введения этой ягоды в культуру относятся к временам освоения переселенцами Восточного побережья Северной Америки. В настоящее время эту ягоду разводят почти на 33000 га и получают ежегодно более 70000 т ягод. Какие это ягоды?

Ответ: клюква обыкновенная, или болотная.

2. В “Черном ящике” лежит ветка растения, с несъедобными листьями. В Древней Греции это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно от слова “лавр” происходит слово “лауреат”, то есть “увенчанный лавром”. Венки из ветвей и листьев этого растения изображены на гербах Эквадора, Парагвая, Венесуэлы. Растение относится к долгоживущим растениям: отдельные экземпляры доживают до 400 лет. Лист этого растения может прожить 3-4 года. С древности это растение использовали как лекарственное средство - эфирное масло, содержащееся в листьях этого растения, убивает туберкулезную палочку. В настоящее время листья его используются как приправа благодаря их пряному аромату. А эфирное масло используется в косметической и пищевой промышленности. Что за растение лежит в “Черном ящике”?

Ответ: лавр благородный.

3. В “Черном ящике” находится лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина – Мексика. Индейцы использовали в пищу семена, а из его муки пекли хлеб. В Европе растение появилось 500 лет назад после экспедиции Христофора Колумба и до середины XIX века оставалось декоративным растением. В 1874 году академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно получать из него масло, пережаренные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную, готовят восточные сладости”. Масло этого растения широко используется в пищевой, кондитерской, лакокрасочной и мыловаренной промышленности. Его используют при производстве стеарина, линолеума, клеенки и водонепроницаемых тканей. Впервые масло из семян этого растения получил в 1829 году крепостной крестьянин графа Шереметьева Д.Е. Бокарев из села Алексеевка Воронежской губернии. В 1833 году в этом же селе была построена первая в мире маслобойка. Стебли этого растения идут на производство бумаги и картона, а зола, остающаяся после сжигания стеблей, - прекрасное калийно-фосфорное удобрение. Что лежит в “Черном ящике”?

Ответ: растение – подсолнечник, его семена – семечки.

2-й ведущий: На конкурс “Дальше, дальше...” приглашаются капитаны команд. Капитанам соревнующихся команд, быстро задают вопросы, если ответа нет, произносится слово “дальше”, ведущий продолжает задавать вопросы. Жюри определяет правильность и количество ответов на вопросы каждого капитана.

Вопросы для первой команды

Вопросы для второй команды

Вопросы для третьей команды

Какое растение называют “След белого человека”?

Ответ: подорожник.

Как называется виноград без косточек?

Ответ: киш-миш.

Как еще называют водяной орех?

Ответ: чилим.

Дерево у лукоморья?

Ответ: дуб.

Второй хлеб?

Ответ: картофель.

Главный хлеб мира?

Ответ: пшеница.

Водяная лилия нашего края?

Ответ: кувшинка белая.

Самые долгоживущие растения?

Ответ: лишайники.

Сок медоносных растений?

Ответ: нектар.

Дерево, которое называют “легкими города”?

Ответ: тополь.

Корешки, какой травы называют “кошачьей радостью”?

Ответ: валериана

Каким химическим элементом богата морская капуста?

Ответ: йодом.

Ассорти из цветов?

Ответ: букет.

Самое страшное бедствие в лесу?

Ответ: пожар.

Санитар водоема.

Ответ: кувшинка.

Какой цветок лечит сердце.

Ответ: ландыш.

Какое растение используют для лечения ссадин, ран.

Ответ: подорожник.

Какое лекарственное растение определит даже слепой.

Ответ: крапиву.

Список находящихся в опасности видов растений и животных?

Ответ: Красная книга.

Международный список вымерших видов растений? Ответ: черный список.

Вид, обитающий только в данном регионе?

Ответ: эндемик.

Дикая роза, с лекарственными цветами.

Ответ: шиповник.

Хищное растение, растущее на болотах.

Ответ: росянка.

Какое растение называют цветок – букетик.

Ответ: медуницу.

Кустарник – первый вестник весны.

Ответ: верба – ива.

Самая крупная ягода на Земле.

Ответ: арбуз.

Дерево, с белым стволом.

Ответ: береза.

Из древесины какого дерева изготовлена: мачта корабля Аргонавтов.

Ответ: – из дуба.

Из древесины какого дерева изготовлена: палица Геракла. Ответ: из ясеня.

Из древесины какого дерева изготовлен:скипетр Юпитера.

Ответ: из кипариса.

Из какого дерева делают спички?

Ответ: осина.

Из древесины какого дерева изготовлен: Троянский конь.

Ответ: из ели.

Из древесины какого дерева изготовлены: стрелы Амура.

Ответ: из кедра

1-й ведущий: Уважаемые участники, следующий конкурс “Лиана”. Пока звучит музыка, нужно связать как можно больше предметов одежды, имеющихся на участниках, чтобы получилось “нечто” длинное. Побеждает тот, у кого это “нечто” получилось длиннее.

2-й ведущий: Конкурс “Собери пословицу”. Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами. Пока звучит музыка командам нужно собрать пословицу из частей.

Пословицы для первой команды

Пословицы для второй команды

Пословицы для третьей команды

Растения-  Земли украшения.

Лес-богатство и краса,

береги свои леса.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

Вырублены леса, разлетелись и птицы.

Рощи да леса - родного края краса.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса-посади.

Лес много дает человеку, а человек не всегда бережет лес.

Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

1-й ведущий: На следующий конкурс “Волшебный мешочек” приглашаются самые чуткие игроки. В мешок из плотной ткани положены овощи и фрукты. Необходимо определить их на ощупь.

2-й ведущий: А теперь на плакат посмотрите, цветы там найдите. Конкурс “Что растет на клумбе?”: команде найти за одну минуту название цветов, выросших на клумбе, и записать на листке.

ШТОМАКНТРОЗАДОРОФИКУСТЕМБВАСТРАГАДРОМАШКАТВОЙПЛЮЩ

ЛОКОЛОКОЛЬЧИКФРИСЯВАСИЛЕКЯНИГЛАДИОЛУСРПБИОКНАРЦИССК

ЯРОТЮЛЬПАНПЕЖТГВОЗДИКАДАПИОНЕРСЛАНДЫШИНИВЯННИКИРАК

1-й ведущий: Для победы в следующем конкурсе “Устами младенца” от Вас требуется ответ как можно скорее.

Вопросы для первой команды

Вопросы для второй команды

Вопросы для третьей команды

Оно может жить до 200 лет.

Является олицетворением богатырской силы.

В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

Из него делают бочки и паркет.

На нем у Пушкина сидит Русалка.

Ответ: Дуб.

Оно всегда зеленое или голубое.

Из него делают струнные музыкальные инструменты.

Зимой птицы на нем строят гнезда, высиживают и кормят его семенами птенцов.

Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.

Вокруг него на Новый год водят хороводы.

Ответ: Ель.

Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворных микробов.

Из него самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

На нем писали письма наши далекие предки.

Это самое любимое русское дерево.

Ответ: Береза.

У него листья сверху зеленые и гладкие, а снизу серебристые и бархатистые.

Оно “высасывает” отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.

Оно быстрее всех заселяет гари.

Бобры его любят запасать на зиму.

Из него в “нечистую силу” забивают кол.

Ответ: Осина.

Ягоды этого кустарника - лакомство людей, зверей и птиц.

Ягоду хорошо есть с медом, а после морозов вкусна сама по себе.

У нее есть родственница с блестящими черными ягодами – городовина.

Кора, ягоды, цветки этого дерева целебна.

Про нее сложено много песен.

Ответ: Калина.

С его цветков пчелы собирают самый целебный мед.

Цветет летом и очень душистое.

Отвар цветков незаменим при простуде.

Из него делают ложки и лапти.

И обдирают его для этого как…

Ответ: Липа.

Для подведения итогов и награждения победителей нашего КВНа слово предоставляется жюри. Спасибо за работу!

Список литературы

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. – М.: Сфера, 2003.

  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. – М.: Просвещение,1991.

  3. Дик Н.Ф.Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  4. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. М.,1992.

  5. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. – Новокузнецк: ИПК,1999.

  6. Никифорова Н.А., Салеева Л.П. Экологические игры, викторины. – М.,1999.

  7. Самова Л.П. Экологические игры. – М.,1988

  8. Сорокина Л.В. Край родной: сценарии о живой природе. – М.: Сфера, 2001.

  9. Чудакова Н.А. Энциклопедия праздников. – М.: АСТ – ЛТД, 1998.