Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов ТРИЗ

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками.

Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления.

Чтобы воспитатель талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

А что может быть лучше сказок, веселых, грустных, волшебных, завораживающих, которые учат детей добру, любви.

Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети их любят. И черпают из них множество удивительных познаний. И используют на себе храбрость и стойкость, добро и зло сказочных героев.

Удивительный сказочник Д. Родари и авторы направления ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) справедливо утверждают следующее:

  • существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности, другие негативные моменты;
  • сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно;
  • сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Для решения перечисленных проблем нами были использованы в работе творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ, опыт педагога Л.Б.Фесюковой.

Понимание вышеперечисленного, необходимость сформировать талантливого человека и дало толчок к составлению серии конспектов для работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей через использование приемов ТРИЗ – РТВ в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

  • создать воспитательно-образовательную модель ознакомления дошкольников с художественной литературой, обеспечивающую всестороннее творческое развитие детей;
  • формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям через сказки своего народа и народов мира;
  • воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
  • развивать творческое воображение и фантазию.

Результативность серии занятий заключается в следующем: в процессе освоения данного материала предусмотрена система мониторинга за знаниями и умениями детей, за уровнем развития творческих способностей, который позволяет определить эффективность обучения. Мониторинг позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. К концу учебного года дети должны иметь знания выше среднего показателя в соответствии с программными задачами по ознакомлению с художественной литературой (по реализуемой комплексной программе).

Методы и формы работы

Основными методами работы со сказками является метод проблемного изложения, эвристический метод, внутри которых имеют место игровые приемы.

Форма работы с детьми фронтальная.

Чтобы рассмотреть сказку со всех сторон, была разработана универсальная схема. Она выглядит следующим образом:

  • Название сказки
  • Нравственный урок
  • Воспитание добрых чувств
  • Речевая зарядка
  • Развитие мышления и воображения
  • Сказка и математика
  • Сказка и экология
  • Сказка развивает руки.

Понятно, что предлагаемые восемь разделов, заложенную в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. Мы можем самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые кажутся нам нужными, интересными и полезными для группы детей.

Для чего же необходим нравственный урок? Он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Нетрадиционный подход как раз дает уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Следующий из восьми разделов — «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств сказки играют не последнюю роль. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи мы обращаем внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учить детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя.

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо-плохо».

Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

На решение проблем устной речи направлен третий раздел схемы «Речевая зарядка». Какие же методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи?

Это, во-первых, умение задавать вопросы. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

  • придумать несколько однокоренных слов;
  • срифмовать два слова, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;
  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку».

Также важно открыть для детей жанр письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения — это записки, телеграммы, короткие письма. Решаем с детьми, кому лучше написать, и вместе начинаем сочинять.

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазию.

Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово:

  • придумывать старые предметы в новых вариантах;
  • превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы;
  • составлять фантастические сказки о себе.

Еще один метод — постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом?

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. Мы используем «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не пустить объяснения эволюции, динамики развития предмета или явления. Это помогает детям подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязанно и все находится в развитии.

Более осознанному детьми природы, природных явлении и природоохранительной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: «А если бы не наступила весна?»

Нередко приходится использовать игру «Хорошо-плохо», т.к. природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива.

Последняя рубрика «Сказка развивает руки». Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить схематично, нарисовать.

Для проведения занятий по ознакомлению детей с художественной литературой (с использованием приемов ТРИЗ) необходимо иметь в наличие следующие средства и оборудования: книги и иллюстрации к читаемым произведениям, сказкам; схемы, модели; системный оператор; материалы для творчества детей.

Организация работы: занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей в соответствии с учебным планом.

Данные занятия представляют интерес для педагогов ДОУ, психологов.

Материал конспектов занятий доступен любому практику, как прошедшему подготовку, так и без нее.

Приложение 1.

Приложение 2.