Конспект урока литературного чтения. Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович". 3-й класс (1-4)

Разделы: Литература

Класс: 3


Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

Оборудование: учебники, выставка книг, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения».

Ход урока.

I. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу».

Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

II. Работа с речевым аппаратом.

(На доске запись).

У елки иголки колки.

Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.

III. Проверка домашнего задания.

У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?

Д. – Деда Мороза.

У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 снежинка.

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

2 снежинка.

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.

3 снежинка.

У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?

Д. – В.Ф. Одоевский

4 снежинка.

У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».

У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.

А вот наш дедушка Ириней считал, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового.

Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются друг от друга?

К какой сказке эта иллюстрация?

Д. – «Морозко».

У. – А что надо изменить, чтобы она стала иллюстрацией к другой сказке?

Д. – Изображение старика.

У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору?

У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»?

У. – Ребята, а давайте попробуем сами сегодня сделать фильм по этой сказке. Что же для этого нам нужно?

У. – Разбить текст на кадры, части. «Изготовить» и «разместить» декорации (т.е. рассказать, где происходит действие).

Режиссерская работа: исполнение ролей и озвучивание героев.

В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.

Какие главные герои у нашей сказки?

Д. – Рукодельница и Ленивица.

У. – Разобьемся на две рабочие группы.

1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.

V. Работа с текстом.

Кадр № 1.

У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?

Выборочное чтение:

У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?

У. – Как проходил день у Ленивицы?

Словесный портрет девочек:

У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?

Словарная работа:

горемычная – несчастная.

У. – Что же изобразим на первом кадре?

У. – Как можно озаглавить 1 кадр?

Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.

Кадр № 2.

У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

Словарная работа:

Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.

У. – Как озаглавим 2 кадр?

Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.

Кадр № 3.

В колодце.

У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?

Д. – «Гуси-лебеди».

Чтение по ролям:

1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.

Словарная работа:

Нимало не машкая – не раздумывая.

Положила его за пазуху.

Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.

У. – Как озаглавим этот кадр?

Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

Кадр № 4. Иллюстрация в учебнике. с 173.

Чтение по ролям.

Кадр № 5. У Мороза Ивановича.

Выборочный пересказ:

У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

Физкультминутка.

У. - Пословица: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое».

Как эта пословица подходит к нашей сказке?

У.- О чем спрашивала Рукодельница?

Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?

У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

Словарная работа:

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Студеная – холодная

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

Понадулась – обиделась

У. - Как назовем мы этот кадр?

Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.

У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

VI. Итог урока.

У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?

Д. - Оценки.

У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками?

У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?

У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.

У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

VII. Домашнее задание.

У.- Как вы думаете, все ли сценические кадры мы с вами сделали. Подумайте, чего не хватает в нашем фильме, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки.