"Дикие и домашние животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • учить классификации животных на группы;
  • отрабатывать умения безошибочно распределять животных на диких и домашних;
  • закреплять знания о живой и неживой природе;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать речь, память, логическое мышление;
  • содействовать воспитанию любви к животным, бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • рабочие тетради учащихся; клей, рисунки, учебники
  • сообщения о животных (Приложение 4)
  • иллюстрации домашних и диких животных;
  • выставка детских книг о животных,
  • выставка поделок и рисунков
  • презентация учителя (Приложение 1)
  • презентации учеников (Приложение 2, Приложение 3)
  • мультимедиа
  • плакат с заданием
1. Организационный момент (слайд 1) (Приложение 1)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Подготовка к введению нового материала.

У нас с вами сегодня необычный урок, сегодня вы сами будете выступать в роли учителей. Вы долго к этому готовились, мы с вами ставили перед собой вопросы (слайд 3), на которые вы искали ответы в книгах, энциклопедиях, Интернете, узнавали о чём–то у своих родных. Всё, что вы узнали, отразили в своих рисунках, поделках, оформили выставку книг, с помощью родителей подготовили презентации, и сегодня вы поделитесь той информацией, которую нашли. Но сначала мы проверим домашнее задание.

3. Проверка домашнего задания

Работа с кроссвордом. (слайд 2)

По горизонтали:

2. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина – называют …. (кустарники)
3. Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют …. (плодовые)
4. Растения, из которых получают волокна, называют… (прядильные)
5. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют ….(зерновые)
7. Яблоня, груша, слива – фруктово-ягодные …. (деревья)
8. Помидор, огурец – растения ….(травянистые)

По вертикали:

1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках, называют …. (декоративные)
2. Растения, которые выращивает человек, называют …. (культурные)
6. Лук, чеснок, капуста, картофель и др. – это растения….. (овощные)

Учитель. Посмотрите на экран (Слайд 4 “Дикие и домашние животные”).

Как сказать одним словом, кто это?

Ученики. Животные.

Учитель. На какие группы можно распределить?

Ученики. Дикие и домашние животные.

Учитель. Какие из них дикие?

Ученики. Жираф, лев, лиса.

Учитель. Какие из них домашние?

Ученики. Кот, корова, лошадь.

Учитель. Посмотрите на экран. Нет ли здесь ошибки? (Слайд 5)

Ученики. Есть. Корова-это домашнее животное, а лев - дикое.

Учитель. А теперь? (Слайд 6)

Ученики. Теперь все верно.

Учитель. Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:

  • Думаю, что на уроке я узнаю… (слайд 7)

Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных. (слайд 8)

4. Изучение новой темы

– Каких животных мы называем домашними, а каких – дикими? Почему?

Выслушиваем все мнения детей, приходим к единому, правильному.

Учитель. Как вы думаете, всегда ли на Земле существовали дикие и домашние животные?

Ответы детей.

Учитель. Давным-давно, когда еще на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. В настоящее время эти умные животные служат поводырями для слепых, пасут овец, по запаху отыскивают наркотики и взрывчатые вещества, по следу находят преступников. Число друзей человека росло. Ими стали лошади, овцы, верблюды, коровы, слоны. (слайд 9)

5. Работа над новым материалом.

Вы, каждый в своей группе приготовили небольшие сообщения о животных, а ваши родители помогли вам с презентацией. Мы предоставляем вам слово. Но прежде чем ребята начнут рассказывать, отгадайте, о ком будет первое сообщение.

Презентация «Домашние животные». (слайд 1) Показывают родители. (Приложение 2)

Посмотрите на слайд и найдите повторяющиеся буквы. (слайд 2 - 3). Из оставшихся букв, сложите слово.

Ученик. О каком животном буду рассказывать я? (сообщение о собаке)

Учитель. Чтобы узнать, о каком животном расскажет нам Саша, выполните задание № 2. (слайд 4-5) Из заглавных букв составьте слово-ответ.

Ученики: Лошадь.

Учитель: Следующее сообщение посвящено ещё одному домашнему животному, а вот какому вы узнаете отгадав загадку. (слайд 6-7 )

Ученики. О свинье. (сообщение о свинье)

Учитель: А сейчас мы заслушаем другую группу ребят, которые подготовили нам сообщения о диких животных.

Презентация «Дикие животные» (слайд 1). Показывают родители. (Приложение 3)

Учитель: Отгадайте название сказки, и вы узнаете, о ком будет первое сообщение (слайд 2-3)

Ученик зачитывает сообщение о волке.

Учитель: Следующее сообщение посвящено ещё одному животному, а вот какому, вы узнаете, отгадав загадку.

Ученик зачитывает сообщение о еже.

Учитель. Молодцы ребята. Очень интересно рассказывали. Спасибо вам и вашим родителям.

Учитель. Чем отличается жизнь домашних животных от жизни диких?

Вывод: Дикие животные добывают пищу, выводят детенышей, заботятся о них, строят жилища сами. О домашних животных заботится человек.

Физминутка ( на глаза)

Учитель. Чем платят домашние животные людям за их любовь, ласку, внимание?

Ответы детей.

К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, свинья)

Отгадайте, о каких ещё домашних животных говорится в загадках.

Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок, утёнок)

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

Правильно, домашние животные это ещё и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).

Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для них заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Знаете ли вы, какие у кого детёныши?

Давайте сыграем в игру. Я вам называю взрослое животное, а вы – детёнышей этого животного. (слайд 10-11)

  • Свинья (поросята)
  • Корова (телята)
  • Утка (утята)
  • Гусь (гусята)
  • Лошадь (жеребята)
  • Овца (ягнята)
  • Кошка (котята)
  • Курица (цыплята)
  • Собака (щенята)

6. Работа с учебником стр. 67

А теперь скажите, что человек получает от домашних животных и птиц? (слайд 12)

Учитель. У кого из вас есть дома животные? Как вы о них заботитесь.

Рассказы детей о домашних питомцах.

Учитель. Могут ли домашние животные стать дикими?

Ученики. Бывает так, что люди бросают животных.

Учитель. Правильно ли они поступают?

Ученики. Нет.

Учитель. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Учитель. Я тоже вместе с вами готовилась и искала материал к этому уроку. Предлагаю посмотреть видеоролики о жизни диких и домашних животных.

Просмотр видеороликов (слайд 13-18)

Учитель. Чем вас заинтересовали видеоролики? Что вы узнали нового жизни животных?

Обсуждение увиденного.

Учитель. Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

Физминутка

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево – вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

А сейчас я вас приглашаю в “Бюро находок”. (слайд 19–24) В нем собраны вещи и продукты, которые когда-то принадлежали домашним животным иногда в другом виде, но с помощью человека, они приобрели такой. Вы в группе советуетесь и называете мне животное.

  1. яйцо (курица)
  2. молоко (корова)
  3. шерстяная пряжа (овца)
  4. валенок (овца)
  5. масло (корова)
  6. мед (пчелы)
  7. кроличья шапка (кролик)

А по звукам вы, могли бы догадаться, какое животное их издает? Объявляется музыкальный конкурс. Я включаю кассету, на которой записаны звуки, производимые домашними животными. Вы слушаете и записываете названия животных, голоса которых услышите. Будьте внимательны

Ответы детей.

7. Работа с РТ стр. 26 -27

8. Закрепление изученного материала

– На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?
– Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими? (слайд 25)

Плакат «Рассели животных»

На плакате нарисовано: с одной стороны – лес, а с другой – деревня. Рядом прикреплены картинки животных. Надо расселить диких животных в лес, а домашних – к домикам.

9. Итог урока

Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с нами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы о них, бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и сможете понять язык животного мира.

10. Домашнее задание

Прочитать в учебнике текст «Легенды о животных» стр.68-69

- Если вам на уроке было тепло и уютно, то понравившуюся картинку прикрепите к солнышку.

- Если было радостно, и душа цвела – то к цветку.

- А если хотелось улететь с урока, то свою картинку прикрепите к воздушному шарику.

Всем спасибо за урок.

Использованная литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл. В 2 ч. – М.: Просвещение.
  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004 г.

Приложение.