Виртуальная экскурсия "Здесь был я счастлив" (музей-заповедник "Тарханы")

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • сформировать представление о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; раскрыть значение малой родины в  судьбе поэта;
  • воспитать интерес к литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация.

Слайд1.

Звучит музыка «Одинокий пастух»

Учитель:

Ещё в усадьбе тишина.         
Рассвет приходит в красках лета.          
Берёзка в белом, как княжна,      
Дубок в зелёных эполетах.         
Дымится старый пруд слегка,       
В парную воду смотрят ивы.         
И кучевые облака           
Кочуют над бессмертной нивой.           
Уже малиновка поёт.           
Заря  сияет величаво.          
Над миром солнышко встаёт           
Лучистой лермонтовской славой.         
В лучах – девчушка на тропе.         
И самолёт под небосклоном…           
Михайло Юрьевич! К тебе          
Явился новый день с поклоном.

Слайд 2.

Уважаемые, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас совершить заочную экскурсию в Тарханы. Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы» находится в 100км от Пензы. Это бывшая усадьба бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Здесь поэт вырос, здесь прошли его лучшие годы. Это было самое дорогое сердцу поэта место на земле.
«Здесь был я счастлив…»

Слайд 3.

Мы побываем  с вами  в барском доме, в церкви Марии Египитской, в доме ключника и в людской избе, подойдем к памятнику Лермонтова, к дубу, который посадил сам поэт, в церкви Михаила Архангела, в фамильной часовне Арсеньевых, на могиле отца поэта, а также прикоснемся к лирике Михаила Юрьевича.

Слайд 4

Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской…» - таким запомнился М.Ю.Лермонтову дом, где прошло его детство.

Здесь он искал своё «я», здесь родилась ненависть к рабству, здесь Лермонтов почувствовал свою неразрывную связь с судьбой России. В Тарханах возникло первое светлое чувство любви к Родине, к ее народу, природе, степям, туманам, березам, неприметным речушкам. Оно будет расти, крепнуть, а незадолго до смерти поэта выльется в замечательные строчки:

               

Люблю Отчизну я.

Но странною любовью…

Слайд 5.

Зала.

Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта.На старинном рояле лежит женский платочек из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший М. М. Лермонтовой, рядом — автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трёх лет, то и была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать».Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом (по завещанию Арсеньевой внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия, только при этом условии он становился её наследником).    

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я.

Гостиная.

В гостиной собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.
Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.

Чайная комната.

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где всё дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поварёнка Ваську (об этом он пишет в драме «Люди и страсти»).
В чайной стоит круглый стол, покрытый нарядной скатертью, на нём — посеребренной меди самовар на подносе, горки с посудой из фарфора, хрусталя и стекла, маленький уютный диванчик. Подобная обстановка описана Лермонтоваым в романе «Вадим»): «Смеркалось, подали свеч поставили на стол разные закуски и медный самовар, по стенам чернели высокие шкафы, наполненные домашней посудой»).

Классная комната.

Читать, писать рисовать Миша учился здесь – в классной комнате. Чтобы Миша не скучал, были приглашены дети родственников и знакомых.

Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Зрелище вселенныя на французском, российском и немецком языках», «Ручная математическая энциклопедия», подаренная бабушкой «Книга хвалений, или псалтирь» (на развороте обложки — воспроизведение детского автографа поэта), книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которыми Лермонтов занимался.
Из домашних наставников поэта особенно интересен был гувернёр Жан Капе. рассказывавший своему воспитаннику о событиях Великой французской революции, о Наполеоне.

Рано проявился интерес Лермонтова к литературе — книги А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, французских писателей были ему знакомы с детства.

Комната Лермонтова.

В комнате М. Ю. Лермонтова находится копия с одного из лучших его прижизненных портретов — работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка — это вещи Лермонтова-гусара.
Рядом несколько портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка из той серии акварелей, что когда-то они сами заказали художнику А. И. Клюндеру. Среди этих портретов — изображения однополчан А. Г. Реми и П.П. Годеина, принадлежавшего к тем друзьям Лермонтова, которые, по словам современников, «чтили в нём поэта и гордились им».
Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.

Девичья

Источники, питавшую юную душу были не только от впечатлений Кавказа, куда возила его бабушка на лечение, но и предания, сказки, народные песни, которые доносились из девичьей в барском доме.

Слайд 6.

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Небольшое стройное здание было возведено Е.А.Арсеньевой (бабушка поэта) в память о дочери Марии Михайловны. Оно строилось с 1819 по 1820 гг.
В церкви Марии Египетской Лермонтов встречал крестьян не только из Тархан, но и из соседних деревень. Бывал он здесь немало раз — у причастия и исповеди, при крещении младенцев, присутствовал и на «благодарном молебне», устроенном Е. А. Арсеньевой в честь его приезда в Тарханы 31 декабря 1835 года.
Здесь не только проводились обряды.
Через церковь доводились до народа сведения о важнейших политических событиях. После восстания декабристов среди крестьян упорно распространялись слухи о скором даровании воли.
Поэтому вышел манифест: «Все состояния в государстве, в том числе и поселяне, как казённые, так и помещичьи крестьяне и дворовые люди, во всей точности должны выполнять все обязанности, законами предписанные, и беспрекословно повиноваться установленным над ними властям». В течение полугода манифест читался и в тарханской церкви. Эти события не могли не оставить следа в памяти Лермонтова.

Слайд 7

Внутри церковь не была расписана. Действующей являлась до 1925 г. В настоящее время в церкви размещена экспозиция, которая рассказывает о религиозных взглядах Лермонтова,  о его отношении к богу и его служителям
В экспозиции на фоне церковной обстановки представлены документы, вводящие в круг лиц, а также в курс событий, с которыми будущий поэт знакомился в церкви Марии Египетской, — метрические книги, церковные ведомости, экземпляры царских указов и распоряжений, бывших на руках тарханских священников.

Слайд 8

«На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелёк, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение всё его престарелое существо», — писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
Слуга поэта — Андрей Иванович Соколов — был «подарен» маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.

Слайд 9.

Интерьер русской избы с "хорошим нарядом", с предметами народного быта вводят посетителя в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В мини-мастерской старинных ремесел раскрываются секреты лапте- и лозоплетения, гончарства и росписи по глине.
В первой комнате — предметы крестьянского обихода: сшитая из домотканой холстины повседневная одежда, домашняя утварь, орудия труда, которыми пользовались в поле, на гумне, в долгие зимние вечера при свете лучины. Они демонстрируются на фоне документов из истории Тархан, рисунков Лермонтова, литографий с изображением внутреннего вида крестьянской избы, сцен из деревенской жизни.
Вторая комната дома ключника посвящена крестьянскому искусству. Тарханские жители открыли Лермонтову неиссякаемый источник поэзии в песнях, хороводах, играх. Народная душа выражалась в ярких красках одежды, причудливых орнаментах платков, сложном узоре прялок. Праздничная русская и мордовская одежда, искусные поделки крестьян довольно широко представлены в этой комнате.
Лермонтов посещал народные праздники, они встречались в Тарханах «с большими приготовлениями», «по старинному обычаю» (П.А. Висковатый). Поэт хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль он отводил песне: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».

Слайд 10.

Предназначалась для дворовых семей, обслуги усадьбы.
Сейчас здесь открыта экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин…", в основу которой положены роман "Вадим", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", стихотворения "Бородино", "Предсказание", "Родина". В этих произведениях раскрывается величие русского народа и России.

Слайд 11.

Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову по проекту скульптора О. Комова и архитектора Н. Комовой

Слайд 12.

Старый могучий дуб, посаженный, по преданию, М. Ю. Лермонтовым, несколько лет назад был свален ураганом. Он находится в южной части парка. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности. И не случайно, в одном из стихотворений он писал:

Я б желал на веки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтобы дыша вздымалась тихо грудь;

Чтобы всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Слайд 13

В центре Лермонтово на высоком берегу Большого пруда поднимается высокий шпиль сельской церкви. Она строилась с 1826 года на средства Е. А. Арсеньевой в честь Михаила Архистратига, считавшегося покровителем Лермонтова. Новое здание сельской церкви поэт видел в 1836 году.Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, и Арсеньева добилась, чтобы в новой церкви был установлен престол в его честь вместо Николая Чудотворца, имя которого носила деревянная церковь XVIII века, построенная первым владельцем села Яковом Долгоруковым. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней.Новая церковь была открыта в 1840 году и «освящена оригинальным образом: так было приурочено, что в день её освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». Это записал в конце XIX века со слов тарханских жителей чембарский краевед П. К. Шугаев. Сюда 21 апреля 1842 года был доставлен из Пятигорска гроб с прахом поэта. Два дня гроб с его прахом стоял в церкви Михаила Архистратига. На третий день, 23 апреля 1842 года, он был предан земле.

Слайд 14.

Недалеко от церкви Михаила Архистратига стоит небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она была воздвигнута Е. А. Арсеньевой в 1842 году на том месте, где когда-то перед алтарной частью старой церкви Николая Чудотворца были похоронены муж Арсеньевой и её дочь. Рядом с ними обрёл вечный покой и М.Ю. Лермонтов.

Слайд 15.

Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева - памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте и надписью: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней". Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810). Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через 4 года после гибели внука

Слайд 16.

В 1974 году между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась ещё одна могила — отца поэта. На гранитной плите выбито: «Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831). Прах перенесён в 1974 году из села Шипово Липецкой области».

Слайд 17

Есть заветная тема в лирике М.Ю.Лермонтова, источник которой в Тарханах – русская природа. Она смиряет тревогу, дает отраду, влечет к себе.
 Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы».
Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, – памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей; 
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают 
Вдали туманы над полями.

Слайд 18.

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

«Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел…»

Используемая литература:

  1. Материал из в/ф «Лермонтовские Тарханы»
  2. http://tarhani.narod.ru/