Урок на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Я работаю третий год заместителем директора по воспитательной работе Центра образования № 627, общий педагогический стаж – 14 лет, все эти годы я курировала воспитательную работу и вела уроки физики.

В послании «Россия, вперёд!» Д.А.Медведева от 10.09.2009г. содержатся пункты, отражающие приоритетные направления модернизации российской экономики, в том числе следующие: «…российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. …мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации». Проблемы обучения и воспитания неотделимы от внешних изменений в стране и мире, и настойчивое внедрение ИКТ в эти процессы – не требующая доказательства насущная необходимость.

Коллектив нашего Центра образования всегда был мобилен и открыт инновациям, и уже не первый год методической темой является исследование управления качеством образования на основе новых информационных технологий, образовательного и психологического мониторинга. Естественно, что в области воспитания мы выбрали подтемой для исследования  «Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий повышения эффективности воспитательного процесса».

Для реализации поставленных задач у нас имеются все условия: каждый кабинет (в том числе – учительская, библиотека и актовый зал) оснащен компьютером с выходом в Internet, большинство – принтерами, мультимедийными проекторами и сканерами, имеются 4 компьютерных класса,  центр дистанционного обучения, типография, школьная радиосеть, актовый зал содержит аппаратуру, воспроизводящую информацию с любого носителя, стационарные и радиомикрофоны. Практически все педагогические кадры обучены общим навыкам работы с техникой, освоили самые распространенные программы и продолжают самосовершенствование в данной области либо на курсах, либо за счет консультаций с учителями информатики.

В Центре образования создано и успешно осваивается единое информационное пространство, базирующееся на слиянии информационных и коммуникационных технологий в образовании и  воспитании. Кроме телефонной связи (работает единая внутришкольная телефонная сеть, дающая возможность связаться с каждым учителем или работником школы в любой момент), у нас существует локальная сеть. Чтобы не перегружать собственный рабочий компьютер, информация помещается на сервер в личные папки или в папку «Обмен информацией». Если она адресуется всем – дается отдельное имя, если кому-то лично – помещается в папку с фамилией этого человека. Это позволяет сократить не только количество времени, но и бумаги (не нужно распечатывать всем или давать «под запись» одно и то же). Документы заполняются по единому образцу, информация получается своевременно и доступна всем одновременно.

Кроме того, в нашей школе с этого учебного года начала действовать система Net-school, обеспечивающая развитие единой информационной среды всей школы, дающая возможность дистанционного обучения (что с успехом было использовано во время затянувшихся осенних каникул), и открывающая доступ родителям к школьному журналу, в который они могут заглянуть, не выходя из дома.

Я являюсь одним из «поставщиков» информации для главной страницы школьного сайта, так как здесь мы помещаем все новости и анонсы. Цифровая аппаратура даёт возможность быстро обработать и разместить на сайте и фото, и видео, а комментарии к ним мы пишем вместе с редакционной коллегией, состоящей из учеников разных классов и руководителя школьной типографии.

В разделе «Воспитательная работа» имеется необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение этого процесса, в разделе «Фото и видео» каждый может ознакомиться с иллюстрациями ко всем значимым событиям, что не просто вызывает интерес детей, но и поднимает их авторитет среди сверстников, повышает самооценку и мотивирует к активизации жизненной позиции.

Учителя-предметники, родители, школьники, любые заинтересованные лица найдут на нашем сайте полезную или необходимую для себя информацию, которой мы готовы поделиться.

Нашей гордостью является музей боевой славы 4-ой Гвардейской краснознаменной танковой армии, который занял I место в конкурсе школьных музеев ЦАО в 2009 году. Считаю, что часть этой победы является и моей заслугой, так как комиссия высоко оценила именно современные подходы к ведению музейного дела и использованию его фондов. Всё документационное обеспечение имеется на дисках, завершается работа над цифровым архивом старинных фотографий и документов, создана большая коллекция видеоматериалов, фиксирующих работу по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся, имеется фильмотека, посвященная военным событиям, героям войн и сражений, и  медиатека, на дисках которой есть фото- и видеоинформация, презентации, посвященные всем праздничным датам и важнейшим историческим событиям. Во многих работах есть часть моего труда, автором некоторых презентаций являюсь я лично. Например, в прошлом году в рамках работы экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях» мной подготовлена виртуальная экскурсия по музею; записанная на диске, она вошла в комплект «Экскурсия по школьному музею», состоящий из 15 разделов. В музее хранятся и мультимедийные проекты детей, один из которых – «Шагнувшие в вечность», Шукурова Деврана и Маркиной Варвары - занял призовое место в конкурсе на грант Префекта ЦАО и произвёл большое впечатление на членов комиссии во время Конкурса музеев. Кстати, благодаря Internet мы нашли несколько изданий, в которых упоминается наш музей,  и о которых мы не подозревали. Распечатав в типографии эти газеты, мы получили дополнительный материал для папки «История развития музея».

Нами подготовлены мультимедийные презентации ко всем памятным и праздничным датам, классным часам и беседам различной тематики. Конечно, новые информационные технологии открывают учащимся и учителям доступ к неисчерпаемым источникам информации (это в первую очередь ресурсы сети Интернет), но я считаю, что проще и эффективней самой сделать «с нуля» необходимое музыкальное и видеосопровождение события, чем взять что-то готовое из глобальной сети.

Использование мультимедийного проектора заметно повышает познавательную активность и духовно-нравственный уровень учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты).

Применение компьютера, конечно же, обеспечивает эффективность документооборота и упорядочивает информационное обеспечение деятельности каждого члена коллектива. Найти документ в электронном виде гораздо проще и быстрее, чем перелистывать журналы или газеты.

Несколько лет назад я прошла курсы повышения квалификации по теме «Использование пакета программ МО в управлении школой», где научилась применять в управленческой деятельности не только возможности Word, но и Excel и Access. Эти программы помогают вести учет по различным параметрам и осуществлять мониторинг учебного и воспитательного процесса. Например, быстрота построения диаграмм и графиков в Excel используется  при анализе уровня воспитанности и обученности, при подготовке презентаций к родительским собраниям, где нужно отразить какие-либо сравнительные характеристики или параметры развития коллектива, в работе социально-психологической службы.

Большим плюсом компьютеризации школ является возможность создания цифрового фотоархива, отражающего школьную жизнь. Отпала необходимость складирования толстых альбомов различной тематики, цифровые фотографии, в отличие от бумажных, не теряют своего качества и могут быть преобразованы в любой формат и обработаны с помощью различных программ. Научиться обработке фотографий  и видеоматериалов – одна из моих задач в области ИКТ.

Внедрение в жизнь ИКТ приносит свои положительные результаты: дети охотно становятся инициаторами и активными участниками различных проектов, совершенствование собственных умений позволяет занимать призовые места в различных конкурсах и фестивалях; быстрый обмен информацией между учителями позволяет избежать затягивания статистической отчетности и других видов деятельности; активизировалась работа с государственными и общественными организациями, сотрудничающими с нашим Центром образования (например, благодаря программе mail.ru – агент мы находимся в постоянном контакте с КДН и ЗП и ежедневно обмениваемся информацией по поводу проблемных семей или ситуаций, получаем срочные сообщения из окружного методического центра, Управления образования). Педагоги получают доступ к огромным ресурсам «всемирной паутины» и учатся «отделять зёрна от плевел». Порой тщетные попытки отыскать что-либо «с изюминкой» заставляют учителя или классного руководителя разрабатывать «свой» материал с применением средств мультимедиа, и нередко ученики становятся их помощниками (и даже наставниками!), приобретаются новые профессиональные компетенции, стимулируется сотрудничество между педагогическим и ученическим коллективом. Родители имеют возможность ежедневно получать информацию о своих детях и событиях в школе. Любой человек может ознакомиться с учебным и воспитательным планами, программами, расписанием,  по сайту составить некое представление о состоянии внутришкольной жизни в целом, оставить своё сообщение в «форуме», то есть, школа становится открытой для общества, что в нашем случае успешно получается.