Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

Разделы: Литература


ПМК русского языка и литературы ОмКК работает по программе по литературе для 5-11-х классов (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной и учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я., Збарского И.С., Коровина В.И. для 9 класса (М: Просвещение).

Уроки по творчеству Н.В.Гоголя включены в четвертую тему курса “Литература ХIХ века”, что обеспечивает последовательное освоение как всего литературного процесса первой половины Х1Х века, так и творчества Н.В.Гоголя. К 9-му классу кадеты уже подготовлены к изучению творчества писателей на историко-литературной основе, поэтому мы предлагаем следующую систему уроков по творчеству Н.В.Гоголя:

1-2 уроки – Н.В.Гоголь. “Мертвые души”. История создания поэмы. Первоначальный замысел поэмы и идеи Гоголя. Город NN и его чиновники.

3-4 уроки – “Мертвые души”. Система образов. Мертвые и живые души.

5-6 уроки – Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич.

7 урок – Эволюция Плюшкина в замысле поэмы “Мертвые души”.

8-9 уроки – “Мертвые души”. Чичиков – “приобретатель”, новый герой эпохи. Роль лирических отступлений. “Живая Русь” в поэме “Мертвые души”.

10 урок – “Мертвые души”. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику.

В центр обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков становится проблемный вопрос: Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным?

Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа, использование связей с изобразительным искусством.

Тип урока – урок-исследование.

На предыдущих уроках темы мы проследили систему образов в поэме Н.В.Гоголя, познакомились с понятием “деталь”, повторили сатирические приемы, которые использует Гоголь при создании своих героев, проследили принцип построения характеристики героев (от внешней - к внутренней). Эта предшествующая работа очень важна для успешной работы групп на данных уроках, так как позволяет раскрыть сущность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Гоголя – детали, содействует развитию самостоятельного мышления кадет, совершенствует умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения.

В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление. Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы. При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008
  2. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.
  3. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний. М, 2004.
  4. Турьянская Б.И. Русская литература Х1Х века. Материалы для подготовки к экзаменам. М.: Русское слово, 2003.

5.. Шапошникова В.В. “Открой мне глубокую тайну свою…” М.: Московский лицей,1998.

6. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.

7..Журналы “Литература в школе” разных лет.

ЦЕЛИ: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение кадет к исследовательской работе.

3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. (См. приложение к уроку). (11 мин.)

Цель: вызвать интерес к произведению, проследить осознанность чтения, знание текста.

IV. ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (6 мин.)

Они все даром бременят землю…

Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

Н.В.Гоголь “Выбранные места…”

V. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. (11мин.)

- Что такое система образов?

- Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”?

- Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?

- Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?

VI. РАБОТА НАД ГЛАВАМИ 2-5. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (32 мин.)

Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей: Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

“Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В.Гоголь по поводу “Мертвых душ”, - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши”.

1 ГРУППА. Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)

Точнее представить образы героев кадетам помогут иллюстрации П.Боклевского, которые пополняются по мере работы групп и развешиваются, образуя лестницу, ведущую вниз.

- Какие черты героя художник считает основной?

VII. РАБОТА НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ “ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ”.

(20 мин.) (Заполняется по ходу работы каждой группы) Знакомство с понятиями “маниловщина”, “ноздревщина”.

VIII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)

Возвращение к теме урока, эпиграфу.

- Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (Создание проблемной ситуации для работы на следующем уроке.)

IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

  1. Чтение гл. 6-8

2. Характеристика образа Плюшкина (по плану)

Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)