Урок русского языка по теме "Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы: КТО?, ЧТО?" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: дать общее понятие о словах, отвечающих на вопросы кто? что? (имени существительном); учить соотносить слова с вопросами; формировать орфографическую зоркость, умение обобщать, делать выводы.
  • Развивающая: Развивать внимание, память, речь.
  • Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: демонстрационные карточки, карточки для индивидуальной работы, аудиозапись песни «Если добрый ты», мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Задачи:

  1. Обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке.
  2. Психологически подготовить учащихся к общению.

- Начинаем наш урок русского языка.

У. – Руки?

Д. – На месте!

У. – Ноги?

Д. – На месте!

У. – Локти?

Д. – У края!

У. – Спина?

Д. – Прямая!

- Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку.

- Послушайте песню. Кто ее поет?

(включаю запись песни «Если добрый ты»)

Учащиеся отвечают, что песню поет кот Леопольд.

- Сегодня к нам на урок пришел кот Леопольд и принес вам вот это письмо. Слайд 1.

Право прочитать письмо предоставляется прочитать ученику, читающему лучше всех.

Содержание письма:

Дорогие, ребята! Мне очень нравится ваш класс. На слайде перед вами записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в вашем классе.

Назовите к этим « запрещенным словам слова – антонимы, которые вы будете употреблять в своем классе, на улице, дома. Слайд 2.

  • Война
  • Зло
  • Ненависть
  • Враг

Учащиеся подбирают антонимы: мир, добро, любовь, друг.

- Сможете ли выполнить просьбу кота Леопольда?

- Вспомните пословицу с одним из этих слов.

2. Минутка чистописания.

Задачи: развивать фонематический слух, каллиграфически правильное письмо, орфографическую зоркость.

- Дружно начинаем работать.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Подчеркните в словах опасные места. Что вы подчеркнули?

- Произнесите слово кот. Какой звук слышим в начале этого слова?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой на письме обозначается звук?

- Запишите буквосочетания: Кк кр кв Кл. Слайд 3.

- Прочитайте слова, записанные на второй строке: кот Леопольд.

- Почему слово Леопольд записано с большой буквы?

- Найдите в слове опасные места. Какую роль выполняет ь?

- Запишите.

3. Сообщение темы урока.

- А сейчас определим тему урока.

На слайде слова: тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик. Слайд 4.

- Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее?

(лишнее слово зеленый, т.к. все остальные слова обозначают предметы).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока.

Задачи: познакомить с понятием имя существительное, учить группировать существительные по вопросам, закрепить написание словарных слов.

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые нас окружают.

( дети называют предметы)

- Вы назвали предметы, которые существуют вокруг нас.

- Слова, обозначающие предметы, называются именами существительными.

- Сформулируем правило: имена существительные – это слова,обозначающие предметы.

(проговариваем правило хором)

- Мы с вами знаем, что к слову можно задать вопрос.

- Задайте вопросы к существительным тетрадь, дерево, кошка, мальчик.

- Какие вопросы вы задали к именам существительным?

Делаем вывод: имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

- Что же нужно знать, чтобы правильно поставить вопрос кто? что? к имени существительному, мы поймем, если выполним следующее задание.

- Запишите в тетрадях вопросы кто? что?

- Я буду читать вам группы слов, а вы постараетесь объединить их одним словом и записать в соответствующий столбик.

Читаю группы слов, дети каждую группу заменяют одним словом, записывают в соответствующий столбик, по ходу записи объясняют орфограммы.

  1. тополь, клен, береза, ель.
  2. волк, лиса, заяц, медведь.
  3. сорока, воробей, синица.
  4. черника, брусника, земляника.
  5. девочка, доктор, учитель.
  6. шкаф, стол, стул.
  7. молоко, сахар, хлеб.
  8. костюм, блузка. Платье.
  9. сапоги, туфли, валенки.
  10. кукла, мяч, волчок.

- А теперь проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова первого столбика.

- Прочитайте слова второго столбика. Слайд 5.

Кто? Что?
животные    деревья
птицы ягоды
люди мебель
  продукты
  одежда
  обувь
  игрушки

- Посмотрите внимательно на столбцы слов и сделайте вывод: какие существительные отвечают на вопрос кто? какие – на вопрос что?

Делаем вывод: существительные, называющие людей и животных, отвечают на вопрос кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?

Физминутка.

- А сейчас поиграем в игру «Кто? Что?»

- Я буду называть существительные, если они отвечают на вопрос кто?, встают девочки, на вопрос что? – встают мальчики: тетрадь, летчик, стекло, телефон, спортсмен, машина, компьютер, ручка, Николай, книга.

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику стр. 229, упр. 118.

- Рассмотрите рисунок. Когда и где происходит действие?

-Ребята 1 варианта выписывают существительные, отвечающие на вопрос кто? Ребята 2 варианта выписывают существительные, отвечающие на вопрос что?

Дети работают самостоятельно. Учащимся, выполнившим задания раньше других, даются карточки для дополнительной работы.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? что?

Словарный распределительный диктант.

- А сейчас мы с вами вспомним словарные слова и распределим их на две группы. Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(воробей)

Как город, только дома пониже,
Да асфальт пожиже.
(деревня)

Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох.
(петух)

Если дождик мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять,
Нам под вешалкой стоять.
(сапоги)

И у мамы есть,
И у папы есть,
И у меня есть,
И у тебя есть.
Чтоб тебя узнать,
Надо вслух назвать.
(фамилия)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)

Проверка. Учащиеся читают существительные, отвечающие на вопросы кто? что? По ходу объясняют какие безударные гласные подчеркнули в словах.

Игра «Кто быстрее»

Игра проводится по рядам. Учащиеся первого ряда записывают на листе бумаги существительные, отвечающие на вопрос кто?, учащиеся 2 ряда – на вопрос что? Лист передают друг другу.

Проверка.

5. Итог урока.

- Пришло время подвести итог нашего урока.

- С чем познакомились на уроке?

- Что называют имена существительные?

- На какие две группы можно разделить имена существительные?

- Ребята, посмотрите на кота Леопольда. Как вы думаете понравилась ли ему наша работа на уроке? Слайд 6

- Посмотрите на доску, прочитайте добрые слова ( мир, добро, любовь, друг).

- Задайте вопрос к словам. Как называются эти слова? Что они обозначают?

Оценивание детей.

Презентация.

4.04.2010